Заликовское - Торопа

1. ОХВАТ ГРЯДЕЦКОЕ ТОРОПА: НОВОБРИДИНО – СОЛОМЕННОЕ – ТОРОПЕЦ – ЗАЛИКОВСКОЕ – СЕЛЬСКОЕ

Очень насыщенным у нас оказался этот день. Прежде всего, по смене впечатлений, да и по достигнутым результатам. Выйдя на просторы Заликовского озера, мы столкнулись со встречным ветром, а, поскольку еще живы были воспоминания о Пудицах, то прям тоска взяла. Ну какого черта ветер за неделю сменил направление с северо – западного на южный? (Хотя, впрочем, на Соломенном и северный не был бы подарком). Лучше бы вообще без ветра.

А так мы упирались по Заликовскому, не находя места для ночлега. Справа был высоченный берег, хоть и не крутой, но без леса, а слева, хоть и не высокий, но малосимпатичный, - между городом и деревней.

Предпочли высокий правый, куда долго в горку таскали вещи и с трудом на середине склона нашли пятачок для палатки. А уж какие были дрова для костра, и не припомню. Может, вообще, костра не было.

Зато все искупил замечательный вид сверху, с вершины берега. И вид назад, то- есть на Торопец, и вид вперед, куда нам завтра плыть. Три острова – близнеца сзади, а спереди большой остров под названием «Дубовый». Вообще-то, Заликовское напоминает букву Е, а Дубовый – ровно посередке у основания средней перекладины.

И вот мы лезем вверх, находим там много интересного, Полинка вообще на моей шее, чтобы увидеть побольше, сэкономить на ногах и не путаться в высокой траве. А потом разглядели наше дерево, вблизи которого поставили палатку. Это дуб могучий, а чуть выше по склону - яблоня с яблоками недозрелыми.

День следующий, несмотря на южный ветер, довольно прохладный, был посвящен освоению просторов Заликовского озера. Прохлада и гуляющие ветры заставили кутаться в одежды, а еще мы столкнулись с такой проблемой, как водоросли. Их поросли и заросли, полосами заполняющие озерную гладь, создавали определенные трудности при движении.

Когда доплыли до Дубового острова, то с Леной разделились. Она поплыла справа от острова, а я слева, вследствие чего проделал путь почти вдвое больший. Зато обозрел большой залив на востоке. Если туда плыть, а затем ногами топать, то через километр будет дорога с Рижского шоссе на Торопец, а далее лес вплоть до Соломенного озера.

Полинка капитально задрыхла в моей лодке, пока я обкручивал Дубовый, продираясь через водоросли. Потом на другой стороне соединились с явно скучающей и меня ожидающей Леной, которая сэкономила время. А затем из-за осоки выплыл величественный лебедь. Мы впервые за все времена получили возможность поглазеть на эту птицу в ее среде обитания.

Долго еще плыли мы по Заликовскому озеру, берега которого постепенно сужались, чтобы перейти в просто Торопу. Это произошло, наконец, и мы выбрались на берег, чтобы отдохнуть и пообедать. К сожалению, история не сохранила снимки этого места, хотя около часу тут провели. А пообедамши, и поплыли.

РЕЧАНЕ - СЕЛЬСКОЕ

Опять неширокая Торопа и спокойное плавание к конечной цели, которой мы толком не знали. Меня занимала одна мысль: в каких местах местный народ и пришлый любит отдыхать? Ведь ни Соломенное озеро, ни Заликовское, несмотря на свои размеры, не имели удобных стоянок и сосновых лесов на берегах.

Правда, на севере Соломенного озера места, наверняка, имелись, издали так показалось. Но этот север не входил в наши планы, мы повернули тогда налево.

Итак, всего около километра проплыли, и показалось село Речане. Оно расположено на шоссе, ведущем от Рижской трассы к Торопцу, и через него идет перпендикулярная дорога в сторону Новобридино, где «отдыхает» наша тачка. Высокий висячий мост давно не работает, лишь украшает речку.

В Речанах есть пара магазинов, где мы пополнили свои оскудевшие запасы продовольствия. Там я пару минут поговорил с продавщицей про красоту этих мест, и задал свой вопрос насчет «где отдыхают?». Потому что не видно сосновых лесов. И мне сказали: есть озеро Сельское, туда даже из столицы приезжают. Также поведали, как добраться по дороге. Но для нас существовала одна «дорога», - Торопа, которая касалась этого озера. Поэтому мимо не проскочим.

Снова в путь. Ветер южный усиливался и гнал нас назад, против течения. Вскоре начался хвойный лес, преимущественно сосновый, и очень красивые пошли берега, так что пару раз мы останавливались отдохнуть и полюбоваться. И на ту сторону, и на эту. На правом берегу обнаружился длинный песчаный пляж, над которым возвышался сосновый массив. Измученные борьбой с ветром, мы были готовы заночевать на этом месте. Но сюда выходила дорога из леса, место явно облюбовано рыбаками и людьми на автомобилях.

Ниже по течению на другом берегу просматривалась другая стоянка. И даже по течению до нее добраться проблемно из-за ветра и водорослей.

Тем не менее, дотянулись из последних сил и высадились на этой стоянке, не доплыв, как позже выяснилось, несколько сотен метров до Сельского озера. Хорошая получилась стояночка, даже клад пиратский наутро был найден в системе траншей, ям и переходов по поваленным бревнам.

Ну и в тот же день подались дальше на юг по речке, и совсем немного проплыв, оказались на краю озера – узкого, но длинного.

Да, это было как раз то, что нужно. Мы поняли, что именно на данном водоеме и завершим торопецкий поход № 2. Мы даже не стали мучиться с поиском места для стоянки, выгрузились прямо за поворотом в озеро.

Озеро Сельское длиной километров шесть, а шириной метров триста. Сплошная сосна на берегу, куча стояночных мест, из них половина свободна. Рай, да и только.

В этом раю пробыли весь день. Кажется, в этот день я успел сгонять на велосипеде в Новобридино за машиной и перетащил ее на пять километров поближе – в село Речане. Просто сердцу было немного неспокойно. Заодно разведал сухопутную дорогу на нашу прибрежную стоянку. Но до лагеря Жигуль не доехал, поскольку мы не знали, будем ли до конца в нем находиться, или перетащимся ещё куда-нибудь.

День следующий принес решение остаться в этом лагере, зато прокатиться по всему озеру до конца, туда, где протока выводит на другое маленькое озерцо под названием Исовец. Но сначала я сгонял на велосипеде за машиной, ибо было бессмысленно держать ее за парой километров от нас.

Когда я приехал тихо забирать ее, то из дома напротив вышли двое мужиков, - один трезвый, другой не очень. Тот, который не очень, пошел ко мне с какой-то речью, я подумал, что это хозяин дома, карауливший всю ночь тачку. Без всяких слов я достал полтинник и отдал ему. Радости не было предела. Оказывается, я был первым человеком в его многотрудной жизни, который просто так отдал ему деньги. Он не был хозяином дома.

Хорошая погода стала залогом удачной в целом двенадцати- километровой прогулки по озеру. Проплыли мимо десятка – полутора стояночных мест, половина заняты. Сегодня четверг, на выходные народ нагрянет и все заполнит, но завтра уже мы смоемся домой. У меня отпуск продолжается, а Лена вообще в административном, по случаю приезда Полинки.

На том конце озера затон, - тоже в виде озера. Где-то должна быть километровая узкая протока в Исовец, но мы ее так и не нашли, - уж слишком прибрежная полоса заросла водорослью. Оказалось потом, - не там искали, просто забыли взять с собой атлас. Зато погуляли от души по дорожкам лесным, нашли кучу лисичек. Там довольно холмистые места, заросшие лесом, премного полазил по склонам. И комариков хорошо покормили.

Вернулись в лагерь, когда уже было поздно. И на другой день закончили этот большой поход, почти полдня проведя на колесах по рижскому и ржевско – старицкому шоссе.

Одна речка и пять больших озер, - вот какой поход получился!

ТВЕРЦА (60 км авто, 7км вело, 7км лодка)

Вообще-то мы планировали съездить на пару дней на Волгу, которую успели полюбить. Четкого замысла не было, времени тоже мало, а поскольку выбрали Старицкое шоссе, то реально было либо от Путилова прокатиться вниз до устья Тьмы, либо все-таки забраться выше Старицы, ибо ниже ее, вплоть до Путилова, все нами было пройдено.

Дальнейшие события сложились таким образом, что планы стали еще более неопределенными. Мы переехали Старый мост через Волгу и собирались рвануть в сторону Пролетарки, но милиция перекрыла дорогу, а машины все сворачивали на улицу Брагина. У меня же переклинило в мозгу, я объехал машину ГАИ и проехал на «кирпич».

Но затем до меня дошло, сколько я разом нарушил правил дорожного движения. И только взятка в 500 рублей спасла от лишения прав. Бывают же такие заскоки в голове! А все потому, что очень хотелось в поход. После общения с гаишником узнали мы причину перекрытия улицы, да и, наверное, всего Старицкого шоссе. Молодежная велогонка. (Пройдет всего полгода, и подобный заскок в моем мозгу угробит нашу машину, которая пару лет не доживет до своего двадцатилетия.)

Спасшись таким методом от лишения прав, нырнули мы в поток машин на параллельную улицу, и он нас совсем медленно понес в южную часть города.

Было жарко, из-за тихой скорости стал греться мотор, и на очередной «пробочной» остановке он просто перестал заводиться. И вот мы с Леной, находясь в центре потока, катим вручную нашу тачку на боковую улицу. Здесь после ряда попыток завести, после чистки карбюратора, проверки свечей, машина сдалась на милость, завелась, но уже не было никакого желания снова лезть в поток. И мы поехали домой.

Но еще меньше было желания разгружать набитую походным скарбом машину и отказываться от «продолжения банкета». Поэтому прямо на ходу я предложил запасной вариант, то бишь, - Тверцу.

Но и наша Тверца почти полностью пройдена нами, за исключением верхней ее части до села Бабье, выше Выдропужска. Да туда мы бы и не поехали, это дело большого похода.

Но и внизу есть хорошие, неизученные места. Ведь от Медного, что в 30 – и километрах от Твери, мы единожды пронеслись по половодной речкевесной, нигде не останавливаясь. А сейчас знойное лето, и есть еще маленький такой приток Малица у деревни Кашенцево, по которому можно было бы вплыть в Тверцу. Все равно этих берегов мы бы не узнали, поэтому туда и отправились.

Надо сказать, что Лена не очень хотела на Тверцу, у нее даже испортилось настроение, но выбор был сделан, аргументы взвешены и путешествие состоялось. Путь: шоссе вдоль Кавы, станция Кулицкая, Новое Чопрово, Крутые Горки, Троица, Кашенцево.

Но обломы продолжились. От Кашенцева не было возможности спуститься к Малице: высокие берега сплошь в дачах с заборами. Потом еще одно место без дач, но с высоченным берегом, где мы просто погуляли, маслят пособирали и уехали на ту же Малицу, но у самого ее устья в деревне Троица. Отсюда и начали путешествие, а в Троице оставили машину.

Проехав совсем немного, встали на ночлег на хорошую стоянку на Тверце. Даже слишком хорошую, хотя бы потому, что рядом не было других, которыми могли бы удовлетвориться конкуренты, буде они поблизости.

В сумерках к нашему берегу пристала лодка. Вышел дядя с тарой и лопатой, стал чего-то искать на берегу. Оказалось, - навоз лошадиный. Здесь коняки паслись, и мы подсказали дяде, где много этого добра.

В свою очередь, дядя рассказал нам об этих местах, сказал, что это единственная стоянка на весь ближайший берег, но конкурентов можно не бояться, потому что выезд сюда от шоссе перекопан.

Дважды наврал дядька. Во-первых, не настолько перекопан, чтобы конкурент не прикатил. И наутро сюда прибыл целый автобус со взрослыми и детьми, причем дети какие-то ряженые, девочки в сарафанах и венках. Явно затевалось развлекательное действо, но нас оно совсем не устраивало. Мы не были готовы к такому нашествию, наше барахло было раскидано по поляне, а дети так и шмыгали повсюду.

Поэтому спешно собрали вещички, погрузились и поплыли дальше, памятуя, что стояночных мест более нет.

Как бы не так. Нашлось местечко, и довольно скоро. После ряда манипуляций с лодками, встали на тих ое место со следами былого туристического оборудования. Здесь провели весь этот день.

А утром Джуля принесла очередную пиратскую записку. Поиски клада привели к большим камням на ручейке, что впадал в Тверцу. Где-то в тех местах Полина и нашла свое пиратское счастье.

Мы находились на границе леса, где он примыкал к воде. Далее он понемногу от берега отодвигался нешироким полем до деревни Старое Чопрово, может и дальше, но туда я нос не совал. Поскольку это было наше последнее пристанище, то я озаботился автодорогой к нашему лагерю. Дорога подходила от Старого Чопрово прямо вдоль берега, но мне она показалась опасно скособоченной, однако в дальнейшем я рисковал ездить по таким дорогам, хотя было страшновато, и вещи прыгали по салону.

Но в тот раз решили перегнать вещи на лодках на берег близ деревни, что и проделали, правда, предварительно я сгонял на велике в деревню на разведку в поисках выхода на шоссе.

Стояла настоящая жара. И в деревне я жадно напился холоднющей колодезной воды. Но только следующей ночью уже дома в Твери пробрала меня острая вирусная инфекция, которой я честно промучился неделю, как и положено.

Такой поучительной во всех смыслах стала эта поездочка на старую добрую Тверцу, где все же мы открыли немало новых мест.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 86 | Нарушение авторских прав

ОХВАТ ГРЯДЕЦКОЕ ТОРОПА: НОВОБРИДИНО – СОЛОМЕННОЕ – ТОРОПЕЦ – ЗАЛИКОВСКОЕ – СЕЛЬСКОЕ| ВОЛГА СТАРИЦКИЕ ПЕЩЕРЫ

mybiblioteka.su - 2015-2024 год. (0.01 сек.)