Иришка-скалолазка

наконец и озеро. Может на поверхности этот небольшой водоем и назовут лужей, а здесь в пещере это - озеро. Ну и потом, как писать: "перебрались через лужу"? Как-то несолидно. Другое дело - озеро. Звучит! И вызывает уважение у неосведомленных слушателей. А если серьезно, то в пещерах есть и лужи и озера: все дело в размерах, морфологии и расположении этих водоемов. Такая вот спелеотерминология. Наше озеро расположено в вертикальной щелевидной галерее с отвесными стенами по бокам и двумя берегами. Один берег, к которому мы подошли - пологий, другой - дальний представляет собой покрытый натечной корой уступ, горкой поднимающийся от озера и плавно переходящий в небольшой, почти отвесный колодец. Распаковывая веревку, я вдруг вспомнил про младших Бурдиных: как их переправлять через озеро. В колодец-то мы их спустим, обвязав подмышками, а вот форсировать водную преграду... Не смогут они, как их взрослые коллеги перейти это препятствие враспор, т.е. распираясь конечностями в противоположные стены. Не хватит у них для этого роста. Перейти с ними, держа в руках тоже невозможно - руки здесь нужны как раз для этих самых распоров. Как Христос, "аки посуху" никто из нас ходить по воде не умеет - тянут ко дну грехи. "Руслан, как ты их переправлял в прошлом году"? "На себе",- лаконично отвечает отец семейства, как всегда хитро улыбаясь при этом. Ладно, посмотрим - решаю я для себя и иду навешивать перила. Кто-то давно уже набил вдоль озера и на спуске за ним шлямбурные крючья, за которые я и цепляю веревку. Провесив перила и встегнув в последний карабин, на спуске узел "восьмерку", я сбросил свободный конец вниз и дал команду назад: "Свободно". И вот, стоя у берега этого подземного озера, я вижу, как из-за поворота появляется Руслан, за спиной у которого, крепко держась руками за папу, примостился Мишаня. Прямо-таки картина Маковского - "Дети, бегущие от грозы". Только вместо старшей сестры сосредоточенный Руслан, а перепуганного громом малыша изображает довольно-таки бодрый Миша. "Вот так и переправляли", -стряхнув с плеч сына, говорит на ходу довольный папаня и разворачивается за новой ношей. Дождавшись его благополучного возвращения с Викой, я "дюльферяю" вниз. - «Свободно". "Понял"- отзывается Руслан и, через минуту я принимаю обвязанного вокруг груди Мишку. За ним, так же приземляется Виктория. Забрав детский сад, отхожу с ними от колодца и под восторженные возгласы Мишани, задравшего голову вверх: "Ух ты, как здорово!", дожидаюсь остальных. Потихоньку группа подтягивается и дальше мы идем по высокой, узкой галерее, местами полностью перекрытой лужами. Здесь это уже действительно лужи - временные подземные водоемы. Иногда они почти полностью пересыхают, если только этот термин можно применить к ним здесь, в пещере, где почти стопроцентная влажность воздуха. Правильнее будет сказать, что вода из луж уходит в грунт, впитываясь в трещины и микропоры в глине, которой этот грунт и представлен. Временами же уровень воды в галерее поднимается настолько, что передвигаться по ней людям, со стандартными (не "от ушей") ногами приходится, показывая чудеса эквилибристики. Сейчас нам эти чудеса демонстрировать не надо, потому как, то тут, то там под водой, а то и над оной виднеются камни, по которым мы и проходим обводненную часть галереи. Лужи кончаются, и мы выходим в грот с соответствующим названием "Сухой". Здесь я заметил, что группа наша несколько поредела, где-то потерялись Рома с Ириной. Надеюсь, не утонули в этих "страшных" лужах. Руслан предлагает не ходить в Гулливер. Мне тоже не хочется идти с детьми в этот большой, заполненный обвальными глыбами грот и мы, подождав отставших, свернули в галерею Первопроходцев. Здесь сразу же началась массовая фотосессия. Снимались вместе на фоне натечки, снимали друг друга, снимали саму натечку, представленную здесь в разнообразных формах. Постепенно в этот увлекательный для владельцев фотокамер процесс остались вовлечены только сами владельцы и наши модели - Аня с Ириной. Я же, устав от съемок (видимо звездная жизнь не для меня), забрал заскучавших Руслановичей, и пошел с ними дальше по этой протяженной галерее. Какое-то время мы шли, мирно беседуя и останавливались для того, чтобы полюбоваться на красивые кальцитовые образования, послушать постепенно отдаляющиеся и затухающие гулкие голоса, а потом и тишину,

изредка прерываемую звуками падающих капель, срывающихся с молодых, начинающих свой рост сталактитов. Красивая натечка постепенно стала исчезать со сводов и стен галереи, кальцитовое покрытие пола уступило место камням которые стали попадаться все чаще. Показывать ребятам здесь стало нечего, к тому же дальше, по ходу движения должны быть два небольших уступа, через которые один я этих сорванцов не поведу. Поэтому разворачиваю свою маленькую группу обратно. Вскоре до нашего слуха доносятся приглушенные голоса фотолюбителей. Они уже вдоволь наснимались и мы всей толпой идем назад к озеру. По пути, для разнообразия залезли в боковое ответвление, проползли по узостям, чередующимся с небольшими расширениями и, упершись в непроходимую щель, вернулись назад. Хоть размялись немного. Давненько не заставлял я себя лазить по шкуродерам. Ну да, не все же в полный рост ходить. Думал предложить своей бригаде завернуть по ходу в еще одно ответвление, но Вика устала, к тому-же у нее заболела нога, поэтому решаем, никуда больше не сворачивая, идти на выход. Поднявшись с помощью веревки к озеру, я затащил к себе ребятишек. Вот кому хорошо-то - как на лифте прокатились. Хотя Миша так не думает. Ему полазить надо. Растет смена! Поднялись остальные, переправились через озеро. Пока я собирал веревку, Руслан раздал желающим шоколад. Ну, это как обычно: кто-то раздает ЦУ и нравоучения, а Руслан - шоколад. Такое вот разделение труда в нашей компании. Шоколад, в отличие от нравоучений желали все. Даже я. Покончив с этим сладким делом, двинулись к выходу. Дальше, все то-же, что и по дороге вперед –

спуск-подъем, пригнулись-выпрямились. Все просто. Небольшие сложности представлял подъем Руслановичей на уступы, но и с этим делом наш коллектив справился достойно. И вот уже впереди виден солнечный свет, потеплел воздух - мы выходим на поверхность.

До лагеря, дошли сравнительно быстро. Теперь уже никто не обращал внимания на малину, не рвался в лес за грибами. Некого мне стало вытаскивать из кустов, отрывать за ухо от ягод. И я решил занять эту свободную нишу, благо малинник, пусть и не густой, но все же рос вдоль дороги в достаточном количестве. Из всей компании только Вика поддержала меня в борьбе с малиной, и мы с ней совершали короткие перебежки от куста к кусту, временами отрываясь от этого, как оказалось увлекательного занятия, чтобы догнать ушедшую вперед группу.

А в лагере нас ждал горячий чай и небольшая горстка грибов, которые насобирали Валя с Женей. Наше меню пополнилось незапланированным блюдом, чему все, конечно же были рады. После ужина произошел небольшой бунт - народу захотелось поматрасничать и запланированный мной на сегодня переезд в Сухой лог вече решило перенести на утро. Ну а с вече спорить себе дороже. И поэтому, как ни пытался я отстоять соблюдение первоначального плана, все-таки был вынужден подчиниться большинству, поддержанному и моим семейством. Чтобы остаток дня провести с пользой, а заодно и порадовать своих милых дам новыми впечатлениями, я предложил им и младшим Бурдиным прокатиться по окрестностям, полюбоваться на здешние пейзажи. Предложение было принято и мы, захватив тару под воду, погрузились в машину. Конечно, лучше было бы пройтись пешком до устья Лодейного лога и посмотреть прибрежные скалы вблизи, забраться по тропинке на нижний ярус этих скал, зайти в пещеру Лодейную. Впечатлений было бы побольше. Но я не был уверен в том, что эти впечатления не испортит усталость дня и долгого пешего перехода. А проехав на машине, можно поглядеть и на скалы (пусть издалека), прогуляться по навесному мосту и даже добраться до заброшенного карьера в окрестностях Старой Губахи, стены которого, вскрыли небольшую пещерку и карстовую воронку с понором, выставив их срез, словно препарированную лягушку, на обозрение, позволяя всем желающим прикоснуться к таинству карстовых процессов. Да и воду где-то набрать надо. И мы поехали по вновь утвержденному маршруту. В лагерь вернулись уже в сумерках. Подъем решили сделать общим и, пока дежурные будут готовить завтрак, остальные начнут сворачивать лагерь.

В 7 утра, как и было запланировано, по сигналу будильника народ потянулся из палаток. Вскоре закипела работа: снят тент, свернуты палатки, снаряжение перекочевывает к машинам. Рома с Ириной на плечах исполняют акробатический этюд – снимают с березок веревку, через которую был перекинут тент. Валя с Аней ворожат у костра, готовя завтрак. Мы с Русланом утрамбовываем багажники своих машин. А детский сад виснет на своем воспитателе Жене. В общем все заняты делом.

Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 59 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Вид на устье Лодейного лога. Река Косьва в окрестностях Губахи | В пробке | Походный умывальник |
Вход в пещеру| У входа в Ребристую

mybiblioteka.su - 2015-2024 год. (0.007 сек.)