Маршруты в долине реки Хабль

4. МАРШРУТЫ В ДОЛИНЕ РЕКИ УБИН
  5. МАРШРУТЫ В ДОЛИНЕ РЕКИ ШЕБШ
  6. Маршруты по умолчанию

Река Хабль является левым притоком реки Кубань. Образуется от слияния двух одноименных притоков: Большой и Малый, которые сливаются в пос. Новом. Общая протяженность реки составляет 54 км. В низовьях эта река распадается на два одноименных рукава: Сухой и Мокрый. Левый (Мокрый Хабль) рукав принимает в себя реку Ахтырь и теряется в рисовых системах, а правый (Сухой Хабль) принимает в себя реку Зыбза и впадает в Крюковское водохранилище.

Маршрут поселок Синегорский – щель Темная – скала Зеркало – Каменные Грибы – дольмены – щель Горбенкова – поселок Новый

Протяженность 10 км, ходовое время 4,5-5 часов, перепад высот + 460 м.

До ст. Холмской можно доехать на рейсовом автобусе, идущем от кооперативного рынка. Также можно от вокзала Краснодар-1 на автобусе, следующем в Новороссийск, Геленджик, Крымск, Анапу и электричке, следующей в Новороссийск. До автобусной остановки от ж\д ст. Холмская можно доехать на маршрутном авто № 3, от ж\д ст. Ахтырская на маршрутном авто № 5. До пос. Синегорского можно доехать на маршрутном авто Абинск – Холмская – Новый. Также от Кооперативного рынка в Краснодаре следует маршрутное авто до пос. Новый.

Щель Темная (фото автора)

Скала Зеркало (фото Махоркиной Е.А.)

Выйдя на повороте в каменный карьер (остановку следует попросить у водителя), что расположен в 3 км к югу от п. Синегорского, на восток переходим реку Хабль по грунтовой дороге через мост. Сразу за мостом расположен шлагбаум, рядом сторожевая будка. От шлагбаума, через 500-600 м., вправо необходимо свернуть на дорогу, пересекающей небольшой ручей. Примерно через 70 м. дорога теряется и переходит в тропу, которая спускается

в ручей и движется по нему. Через 300 м. выходим к домику, именуемый «Темша», построенный в 1998 г. туристами Абинского района, по инициативе туриста из ст. Холмской С.В. Кабака.

Каменный Гриб (фото автора)

От этого места тропа промаркирована и движется вверх по ручью. Пройдя по ручью 3 км, слева виден крутой каменистый подъем, который также промаркирован. Через 5-10 мин. крутого подъема упираемся в гладкую скалу Зеркало. Далее тропа огибает скалу слева и после непродолжительного подъема движется по небольшому плато, затем выходит к Каменным Грибам. Это уникальное творение природы, созданное в процессе ветровой эрозии. От Каменных Грибов тропа резко поворачивает в обратную сторону и движется вверх по небольшому отрогу. На этом участке тропа местами теряется, по этому двигаться следует по маркировке. Через 700 м. тропа выходит на старую лесовозную дорогу. Здесь необходимо свернуть вправо и

Каменный Гриб (фото автора) 18

Дольмен (фото Кабака С.В.)

двигаться по дороге. Дорога местами пересекает старую ЛЭП (линии электропередач). На всех развилках следует двигаться согласно маркировке. Через 4-5 км, справа расположен первый дольмен, чуть ниже второй. Следует отметить, что на многих топографических картах дольмены отмечены слева от дороги, что не является действительностью. На дольменах маркировка заканчивается. Далее следует двигаться на юг (вправо от дороги по ходу движения), сразу от второго дольмена. Во время спуска следует придерживаться нижнего течения любого ручья (даже сухого оврага). Через 1 час спуска в ручье появляется вода.

Памятник в пос. Сосновая

Роща (фото Махоркиной Е.А.)

От слияния ручья с основной рекой просматривается тропа – это щель Горбенкова. Через 30 мин. от слияния тропа выходит на небольшой крутой подъем, преодолев который, выходит в пос. Сосновая Роща. Далее следует двигаться по основной дороге, проходящей через поселок. От южной окраины поселка дорога заметно поворачивает вправо и движется вниз. Преодолев спуск, дорога выходит на основную лесовозную дорогу, проходящей по долине реки Большой Хабль. Здесь необходимо свернуть вправо, на запад, и по этой дороге двигаться до пос. Нового. От пос. Новый следует маршрутное авто до ст. Холмской, г. Абинска и г. Краснодара.

Маршрут поселок Новый – скалы Новые – поселок Новый

Протяженность в оба конца 3 км. Ходовое время 25-30 мин.

От конечной остановки в пос. Новый следует идти по улице на север. Справа расположено здание почты, небольшой магазин, чуть далее, сельский дом культуры. В конце улицы расположен полуразрушенный дольмен. Здесь дорога заканчивается и начинается тропа, уходящая в лес. Через 15 мин.

Скалы Новые (фото Мартыненко Е.)

подъема виднеются скалы Новые. Здесь разработаны скальные маршруты и вбиты шлямбурные крючья. Имея специальное снаряжение и навыки, можно отрабатывать технику преодоления скальных препятствий. Не имея всего вышеуказанного, делать это не рекомендуется. Обратный путь лежит вниз по тропе.

Маршрут поселок Новый – долина реки Большой Хабль – перевал Папайский (Арочный) – гора Папай – гора Северный Папай – долина реки Убин – станица Убинская

Протяженность 45 км, степень сложности II, ходовое время 2-4 дня (в зависимости от подготовленности группы), перепад высот + 750 м.

От конечной остановки в пос. Новом следует двигаться по основной дороге на восток, вверх по долине реки Большой Хабль.

От окраины поселка, через 500 м, дорога заметно уходит вверх. Справа, после подъема, расположен довольно высокий обрыв, слева мергелистый склон, изредка поросший скумпией кожевенной. От этого места дорога уходит вниз. Преодолев небольшой спуск, виднеются дома – это отдаленная часть пос. Новый. Через метров 800 развилка. Влево дорога поднимается в пос. Сосновая Роща. Нам следует идти прямо.

Гора Папай (818,68 м). Вид с хр. Коцехур (фото автора)

Далее на всех развилках следует держаться основной дороги, она более наезжена и четко выделяется на фоне остальных дорог. Следует отметить, что дорога труднопроходима даже летом, местами попадаются лужи более 1 м. глубины. Эти лужи следует обходить по обочине, где просматриваются небольшие тропы. Через 8 км дорога в шестой раз пересекает реку, которая далее течет слева, и проходит через ущелье Медвежьи Ворота. Это самое узкое место в долине реки Хабль. Через 1 км справа находится родник и между деревьями установлена небольшая лавочка. Через 1 км от этого места дорога снова пересекает реку через мост. Перед мостом вправо уходит дорога, через 500 м. по которой, расположен охотничий домик. В этом домике можно устроить ночлег, однако, во время охотничьего сезона делать это не рекомендуется.

Практически сразу за мостом, справа от дороги, расположен минеральный источник. Называется он Вонючий Родник, однако содержание сероводорода в воде довольно низкое и вода не имеет неприятного запаха. Далее дорога становится еще хуже. В межсезонье без резиновых сапог не обойтись. Примерно через 1 час дорога заметно поворачивает вправо, впереди виднеется скалистая вершина – это гора Западный Папай. Далее дорога выходит на небольшую поляну, на которой развилка. Влево дорога уходит в щель Папайскую, где через 1,5 км находится охотничий домик. Вправо дорога идет на пер. Папайский. От этого места до вершины перевала идти менее 1 часа, но до самого перевала воды не будет, так что при необходимости, здесь можно устроить ночлег.

На вершине перевала, слева от дороги, на дереве прибита табличка Пшадского охотхозяйства. Вправо и влево уходят дороги, основная дорога идет прямо вниз в урочище Черный Аул. Путь на г. Папай идет по дороге влево.

Преодолев небольшой подъем, дорога заметно поворачивает вправо. Через 2 км влево уходит маркированная тропа, чуть ниже, через 70 м. по дороге, слева находится родник. В этом месте, при необходимости, можно подобрать место для ночлега, однако, здесь наблюдается огромное количество комаров, а в засуху родник пересыхает. От этого места до реки Убин воды не будет.

На Папай следует идти по маркированной тропе. Тропа серпантином преодолевает местами довольно крутые склоны. Через 1,5 км выходим на поляну. Отсюда открывается обзор на весь Папайский хребет. Впереди виднеется скальная вершина с тригапунктом – Главный Папай (818, 68 м.), справа Церковный хребет, чуть левее, хребет Коцехур. Его можно узнать по радиолокационной станции, издалека она смотрится как красно-белый шар. При преодолении г. Папай следует соблюдать предельную осторожность, т.к. местами попадаются крупные скальные обрывы и пропасти, а тропа проходит прямо над ними.

Далее тропа сворачивает влево и уходит на крутой скальный подъем, двигаться по которому надо предельно осторожно. Преодолев крутой подъем,

тропа уходит вниз в восточном направлении, затем небольшой подъем и вершина Западный Папай-2, на которой установлен старый обелиск.

Далее тропа движется вниз, затем влево будет уходить еле заметная тропа, по которой можно выйти к Папайской пещере. Затем тропа уходит в небольшой дубовый лес, преодолев его, снова выходит на поляну. Местами попадаются несложные скальные участки, преодоление которых не требует большого труда и умений, но осторожность соблюдать следует. На всем участке тропа проходит через заросли можжевельника, граба, шиповника и мушмулы. Затем тропа выходит на лесистую вершину. В этом месте влево уходит тропа в долину реки Убин, прямо на Главный Папай. Здесь, на вершине Центральный Папай, можно оставить рюкзаки и идти на главную вершину налегке. Это займет 20-30 мин. От вершины вправо, на юг, уходит тропа, по которой можно выйти к Папайским водопадам и урочище Черный Аул. Спускаться по тропе далее на восток, без специальных навыков и снаряжения, не рекомендуется.

От Центрального Папая тропа идет вниз в северном направлении. После непродолжительного спуска тропа идет вверх на лесистую вершину Северный Папай. От этой вершины тропа практически все время будет идти вниз. Через 2 км тропа переходит в старую лесовозную дорогу. Еще через 3 км развилка: влево дорога уходит в щель Папайскую (долина реки Большой Хабль), наш путь вправо. Далее дорога движется в северо-восточном направлении и через 1,5 км дорога примыкает к основной наезженной дороге в долине реки Убин. Здесь необходимо двигаться по основной дороге влево. Через метров 70 дорога пересекает небольшой ручей. При необходимости здесь и далее можно устроить ночлег. Преодоление горы Папай займет около 4-7 часов (в зависимости от подготовленности группы). Далее, преодолев ручей, дорога примыкает к основной, где необходимо свернуть вправо. От этого места следует придерживаться направления нижнего течения реки. Через 4 км дорога выходит к блочным домикам Убинского охотничьего кордона, справа и слева видны небольшие поляны, иногда на них располагаются пасеки. В этом месте дорога выходит на основную. Наш путь влево. Через 2 км слева расположены цистерны для забора минеральной воды из Запорожских минеральных источников. Отсюда до ст. Убинской 12 км все время по дороге. В ст. Убинской, преодолев реку, выходим на остановку. Отсюда можно уехать до Северской и Краснодара.

Участок перевал Папайский (Арочный) – урочище Черный Аул – скалы Монастыри

Протяженность 10 км, ходовое время 2,5-3 часа., перепад высот

-200 м.

От вершины пер. Папайского необходимо двигаться вниз по основной дороге на юг. Через 500 м. дорога заметно поворачивает вправо, затем влево. Здесь до приюта альпинистского необходимо придерживаться направ-ления нижнего течения реки. На всех развилках необходимо двигаться по основной дороге, идущей вниз по течению реки Папай. Через 6 км дорога заметно поворачивает влево, впереди виднеется большая поляна, перед поляной небольшой ручей. Это урочище Черный Аул – бывший поселок лесорубов. Далее следует свернуть влево на дорогу, идущую вниз по течению реки. Через 1,5 км слева в скале расположен родник. Далее дорога идет по руслу реки. Через 1 км развилка, здесь необходимо свернуть влево, вниз по течению реки. Еще через 1 км, справа, расположены домики турприюта «Альпинистский». От калитки, во внутренней части двора приюта, идет маркированная тропа. Идти следует

Река Черная (фото автора)

по ней. Через 150 м. тропа выводит к реке Папай, которую необходимо перейти вброд. На правом берегу тропа движется вверх по долине ручья Мельничный. От этого места до скал Монастыри идти 30-40 мин. Тропа несколько раз пересекает ручей, преодолевает два крутых подъема. После первого крутого подъема, вправо, уходит еле заметная тропа., которая через 100 м. выведет к небольшому перекату с живописным озером, называемом Инструкторским. Преодолев второй крутой подъем, тропа следует по довольно ровному участку леса, затем постепенно переходит на спуск в ручей и выходит к Мельничному водопаду. От этого места основная гряда скал идет влево, справа она заканчивается скалами Дед и Титаник. В этом месте достаточно площадок, где можно устроить ночлег, однако дров здесь недостаточно.

От водопада справа маркированная тропа выводит на г. Тхаб (905 м).

Участок гора Папай – долина реки Черной – урочище Черный Аул.

Протяженность 7 км, ходовое время 2 часа.

От вершины Главный Папай (818,68 м) следует двигаться по тропе, идущей вниз на юг. Спуск очень крутой, местами попадаются скальные участки, следует соблюдать предельную осторожность. Через 2 км тропа заметно

Мельничный водопад (фото автора)

поворачивает вправо и уходит через лес вниз. Через 1 км тропа выходит на старую лесовозную дорогу и ручей. В верховьях этого ручья расположены Папайские водопады. От этого места двигаться к ним около 40-50 мин. Далее на всех развилках следует придерживаться нижнего течения реки и юго-западного направления. Через 2,5 км дорога выходит на большую поляну, на которой находятся остатки строений. Это ур. Черный Аул.

Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 176 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Характеристика основных орографических элементов | МАРШРУТЫ В ДОЛИНЕ РЕКИ ШЕБШ | МАРШРУТЫ В ДОЛИНЕ РЕКИ АФИПС | Маршрут к скалам Золотые Камни. | МАРШРУТЫ В ДОЛИНЕ РЕКИ ПШАДА | ОПИСАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ | Протяженность 7 км | Требования к участникам и руководителям спортивных походов | Обязанности руководителя | Основы категорирования туристских маршрутов |
МАРШРУТЫ В ДОЛИНЕ РЕКИ УБИН| МАРШРУТЫ В ДОЛИНЕ РЕКИ АБИН

mybiblioteka.su - 2015-2024 год. (0.011 сек.)