(Этот лист-прощение стоит прочесть, оторвать и спалить на ритуальном костре где-нибудь в самарских лесах нашей планеты. Или в печке дедовой баньки, когда все соберетесь и будете чокаться за 1 страница

(Этот лист-прощение стоит прочесть, оторвать и спалить на ритуальном костре где-нибудь в самарских лесах нашей планеты. Или в печке дедовой баньки, когда все соберетесь и будете чокаться за встречу)

Все конкурсы уже упущены, ваши ожидания живо и по горячим следам иметь обещанный отчет преданы.

Я дала обещание сверстать отчет быстро, но не выполнила его. По возвращении с нашей уральской кругосветки мои дни наполнились такими событиями, сердце - чувствами, а голова - мыслями, которые не позволяли мне искренне и самозабвенно писать о нашем лете. Когда можно и нужно было писать, я была счастлива по другому поводу.

Жизнь - огромна.

И единственный конкурс, в котором мне хотелось бы получить приз зрительских симпатий – это реабилитация в ваших сердцах, если по какой-то причине однажды занятое там мной место было утрачено.

Дневник этот не пестрит содержательными техническими подробностями с указанием координат, контактных данных и другой полезной информацией. В нем моё личное мироощущение: таким лето тринадцатого, таким Урал, такими вы - навсегда вписались в те мои летние каникулы, и такая я живу в том волшебном времени.

И пока я вкладывала душу в каждую букву этого дневника – общение с вами не прекращалось. Каждый раз, прочитывая его, мне удивительным образом удавалось опять очутиться с нашей компанией у самой околицы полярного круга в тех северных краях.

И вам того же желаю.

Участники:

Абрамов Александр

Егоров Владимир (Василич, главный Василич)

Буров Владимир (деда Василич)

Демкин Александр (Дёмыч)

Лаврищев Дмитрий

Мерзляков Денис

Логачева Светлана

Мамаджанова Оля

(Просил не показывать его)

Дмитрий Кр, Баластович

Наиболее точно планируемый маршрут и реально пройденный отображает справка о зачете путешествия, выданная каждому участнику.

27 июля, день первый

Поход начинается задолго до рассаживания по местам в вагоне поезда, автобуса или самолета. Этот поход – особенно. Наконец-то все мыслительные и подготовительные процессы воплотятся сегодня в реальное движение. На Урал.

С Сашей Демкиным сели в автобус до Москвы. Необычное чувство: вроде в поход, но отсутствие рядом других туристов, рюкзаков, шкур и железа вносило ощущение участия в простой экскурсии. Рюкзаки наши уложили в багажное отделение, и мы с маленькими сумочками уселись на свои крайне неудобные для долгих переездов места в автобусе. Всю ночь крючились и изворачивались, чтоб немножко вздремнуть.

Сердце билось часто – это было предвкушение. Какие люди... Как все пройдет... Как встретимся... Правы ли, что не смирись с развалом «нашего» похода могилевским составом... Ведь упрямо не хотелось потерять это лето или провести его бездарно…

Приполярный Урал. Ношу в себе трепетное отношение к нашей планете. Особое место в моих устремлениях занимает Север. Урал, Сибирь... Далекие края, где природа долгое время пребывает в пограничном своем состоянии. Где лето случается быстро и в его скоротечности жизнь, не особо раскачиваясь, не теряя времени и не размениваясь по пустякам, успевает набрать силу, расцвести, и перед долгой зимой раскрасить огромную часть континента в яркие краски, пройдя все циклы.

Рано утром автобус примчал нас на площадь трех вокзалов в Москве. Выгрузились, сориентировались и, взвалив рюкзаки на плечи, двинули в правильном направлении. Саня нес основной груз. Его рюкзак весил под 40 кг. Мой – 25. По дороге к нужному вокзалу нам встретились туристы с байдаркой. Как оказалось в следствии, это были самые, что ни на есть наши самарские туристы, пока нам незнакомые. Постепенно и почему-то разными группками из Самары стекались люди. В 10.30 подъедут еще. Где-то едет Света… Первые впечатления от людей хорошие. Да и бывало ли иначе?.. До отправления поезда жили на втором этаже вокзала.

Бегали по окрестным ларькам, магазинчикам, докупали недокупленное. Ближе к 19.00 начали шевелиться в направлении севера. Перенесли скарб ближе к весам, потом на перрон. Загрузились. Поехали!

28 июля, день второй

Проезжаем Россию. Пыльные кишащие вокзалы крупных городов чередуются с бескрайними равнинными и холмистыми просторами, редко усеянными деревушками. Знакомимся с попутчиками. Или мне так хочется и оттого видится, или в живущих на севере действительно есть какая-то особенная неторопливая черта. Европейскую часть России они называют «Землей». Отдаленность и отличие их бытия особенно ощущается зимой.

Деда Василич Буров – генератор баек. Одну из них, запомнившуюся, расскажу. Про деда из Чаадаевки. У него Василич (ему тогда лет 40 было) останавливался, когда приехал с другими геодезистами работать в Чаадаевку. Предварительно заключили договор на проживание – дед страх как любил бумажки подписывать всякие. Был он богатырем эдаким местным – крупный и сильный. Хоть и рука одна – сухая. Пошли за дровами в лес. Наш Василич взял бревно заваленное, а дед этот возмутился, говорит: «Ты что, такую тяжесть таскать!» - Погрузил бревно на плечо и понес…

Заключила какая-то организация с ним договор, чтоб у него лежали опоры за деньги. Так и было. Потом «установщики опор» уехали, деду оставили опоры неустановленные, а договор не расторгли… Дед через несколько месяцев идет в фирму и говорит: «Платите по договору!» Пошутили, посмеялись, но за несколько месяцев оплатили! Проходит еще несколько месяцев – дед опять на порог да деньгами! Насильно забирали договор…

Уезжая, наш Буров после таких баек принудил его в своем экземпляре поставить подпись, что договор расторгнут. А свой экземпляр дед якобы потерял…

В один из дней Василич спрашивает у деда: «Вот дед, что ты в жизни пережил?» Он тогда еще не знал, что деду 96 лет. А дед ему: «Три войны, 25 лет концлагеря, 3 жены похоронил… А так ничего особенного и не пережил…» У Василича тогда медленно съехала челюсть. И у нас...

Сегодня пишу эти слова и слышу интонацию Бурова, вижу всю нашу хохочущую компанию и будто чучухаю в поезде вверх по карте….

Историй от деды Василича впереди много. Поучительных. Жизненных. Смешливых. Смак жизни концентрируется в таких вот байках.

Вчера выпивали за начало пути, знакомство и просто так. Сегодня пока нет. Невероятно узнавать по маленьким историям этих людей.

Проезжаем Архангельскую область. Перед Котласом – широченная Северная Двина! На станции продают много сушеной и вяленой рыбы, чернику, голубику, морошку – дары северной природы.

Попутчики удивляют нас фактами, что на полярном круге стоит жара в 37 градусов в тени. Пассажиры преимущественно вахтовики, туристы, жители Харпа, Салехарда, Лабытнанги, возвращающиеся с отдыха и других мест. За каждым человеком история жизни. Антонина, Мадина с Даниром, Роман… Помню вас и ваши истории.

Ближе к ночи закрываю глаза и представляю наш поезд, крадущийся все выше и выше по карте…

29 июля, день третий

Проснулась ночью. В 3.20. Рома, наш попутчик, не спит. Организм его долго настраивается на временную перемену. Часа через четыре он будет сопеть так, что залпом не поднимешь, а пока беседуем с ним о тонкостях, особенностях и смаке северной жизни. Когда проезжали Печору, я поняла, что жила еще очень мало! Как же прекрасна эта могучая громадина! А сколько же впечатлений впереди! Рома говорит, что ширина северных рек доходит до трех километров. Трех километров!

У Печоры красивые берега – песчаные, как барханы. Видимо, образован этот рисунок накатами волн.

Движение вдоль западного склона уральского хребта не только ощущается – виды за окном сменились. Мы движемся по лесотундре.

После Сейды в п. Чум ветка железки ушла налево на Воркуту. С Соби начинают виднеться сопки и отроги хребтов. Очень красиво. Многие группы начинают свой сплав с этой станции.

К 15.00 (по местному времени) приехали на станцию Харп. С ненецкого переводится как «северное сияние». Суть и устройство поселка не такое романтичное, как название, из-за расположенных здесь колоний. Хотя место уютное и живописное.

Долго вездеходчика ждать не пришлось. Только вот заброска отложилась на сутки: ждем завтра еще одну группу и параллельно на двух вездеходах забрасываемся к месту стапеля.

Двумя рейсами за 1 000 рублей нас вместе с пожитками Женя (кодовая кличка Жорик) перевозит за поселок, на р. Собь.

Разбиваем лагерь, кормим собой комаров, пытаемся ловить рыбу. Кормить комаров получается успешно, а вот ловить рыбу – не очень… На ужин - щи. После сухомятки – это лакомство. Кто ловит рыбу, кто просто в лагере тусит… Я пошла на две минутки по неотложным делам и задержалась почти на час: встретила местных выше по реке - троих ребят и девушку Наташу. Разговорились. Эти местные ребята оказались вахтовиками, Наташа живет здесь, в Харпе. Делились житьем-бытьем. Говорили, что все северяне обязательно в сезон сплавляются по воде. Приятно это слышать. Улыбаюсь. Ведь продавец в магазине на станции даже не знала ничего про Пятиречье, и тем более, где это находится... Угостили копченой рыбой – муксуном. Лишь позже я поняла, что эта рыба – деликатес, и что испробовать ее – величайшее счастье и роскошь. Еще очень рекомендовали попробовать ряпушку. Хариуса, которого они выловили, чуть позже взяла у них Света и принесла к нашему столу. Сегодня «Светин» улов был самым удачным.

К вечеру стало ощутимо прохладно.

Вход в палатку тщательным образом оберегается от проникновения кровопивцев при помощи специально выделенного для этих целей баллончика репеллента.

Спать ушла около полуночи, светлой полярной полуночи. У костра толпились довольные комары и слышались смешки друзей под душевные чоки. Засолили хариуса. Света не поленилась, вылезла со спальника и пошла пробовать. И мне принесла. Спасибо тебе, Света. Вот так я впервые пробовала малосольного хариуса. Вкусно. Но мало. Потихоньку, очень естественным образом в меня врастает север… Полярным днем. Гнусом и комарами. Чистыми реками с хариусом. Людьми, дороги которых встретились с моей.

Спать было очень тепло. Даже жарко.

30 июля, день четвертый

Утро мое началось в 9. Небо затянуто. Слегка прохладно. Искупнулись со Светой – вода не совсем парное молоко, но для горной реки и севера удивительно теплая.

За завтраком меня ждало еще одно маленькое открытие – пшеничная каша! Как я умудрилась прожить, не попробовав ее, я не могу ответить. Но теперь я буду ждать повторения этого дежурства!

Приехал навестить нас вездеходчик Женя. С ним я, Света и деда Василич уехали в Харп. Закупили в магазине (по требованию большинства организмов) пива и с ним отправили деду к Соби, а сами пошли на прогулку.

Распогодилось. Красивели вдалеке сопки и возвышенности. Мы неспешно прогуливались по Харпу в направлении предполагаемого центра поселка. Там магазины. Они мне нужны не столько для покупок, сколько для общения с человеками. Посещение магазинов дома – суетный процесс. А здесь открывает прекрасную возможность прикоснуться к простым будням простых жителей… Продавцы и покупатели открыты к общению и с готовностью пионеров делятся всеми плюсами и минусами пребывания в отдаленной берлоге большой России.

Разговаривая с продавцами, познакомилась с Татьяной из Могилева. Ее мама живет на ул. Кутепова и она только-только вернулась с родины на север. Особенно растрогали неожиданные объятия женщины с Витебска. Она набросилась на меня, удивленную, и крепко прижала, когда узнала, что я из Беларуси. Показалось, что она к сердцу прижала не только меня, но и места, где выросла и по каким скучала. Это очень волнительно и почетно - быть таким проводником и переносчиком Родины. Я улыбалась.

На обратном пути полюбовались панорамой: блеск куполов церквушки с зоны на фоне обмельчавшей реки и отрогов близлежащих хребтов. Мы тянемся сердцем туда, куда других людей ссылают на пожизненное заключение…

Зашли за оставленными в магазине мешками с хлебом и торопливо двинули к реке.

По пути познакомились с Юрой, с ним на вездеходе мы поедем в Пятиречье. Юра родом из Мозыря, что не может меня не радовать. Вдали от дома естественным образом среди всех землян выделяешь, замечаешь и запоминаешь тех, кому Беларусь больше, чем страна на карте. Живет Юра здесь с 87-го года.

Левая гусеница нашего вездехода была развернута – полным ходом шел ремонт.

Пришли к лагерю. Наши уже практически собрались. Демыч начал бухтеть, что я Свету свела с пути истинного… А я думаю, что правильно сделала: если б остались в лагере, то Харпа было бы в нашей жизни значительно меньше, и не обнимала бы меня душевная витебчанка… А Сашка злится... Палатку собирал сам. До вездехода - два часа. Времени еще вагон! Тем более, что вездеход, стопудова, пока не на ходу.

Вчера Светка слегка обиделась на меня, что не взяла ее с собой на прогулку вдоль Соби, когда с местными ребятами общалась. Но я это не нарочно – пошла-то по зову организма, а получилась небольшая история. Мне кажется, это хорошая опция натуры - быть готовым к приключениям и чудесам всегда. Сделай два шага в сторону от спланированной дороги – и наслаждайся!

Ждем… Загрузка должна была начаться полчаса назад. Несколько человек ушли в Харп к вездеходам.

Ух, тарахтят! Загрузились на вездеход достаточно быстро. Пофоткались и помчали. Впечатляюще! Перед мостом через Собь – КПП. За ним добывают хромовую руду – закрытое для посещений место. Но договоренность между «своими» есть, и нас пропускают.

Едем по пыльной дороге, навстречу Уралы с добычи руды. Чем дальше от Харпа, тем более завораживающие виды открываются. В каком-то месте сворачиваем налево и мчим напрямки. Хотя когда привыкаешь, то видишь, что это обыкновенная дорога для вездеходов. Второй вездеход уверенно догнал нас и маячит впереди. В нем группа из нижегородцев и двух москвичей. Идти двумя машинами интереснее. С ними нам рулить до Пятиречья, где мы останемся и пойдем по Танью, а они еще через сорок километров начнут свой водный путь по Лагорте. На несколько часов жизнь соприкоснула нас, рассадив по двум посудинам. И только дома через месяц я осознаю небесный замысел и пойму явления и события, начавшиеся с развалом могилевского похода и присоединением к самаритянам… Но сейчас не об этом.

Сейчас о комарах и их жизнелюбии. О ручье с певучим названием Янга-Ю и мрачным переводом – Черный ручей, который мы пересекли вскоре после съезда с дороги… О радости от чувства принадлежности к этому пути.

От нижегородцев, уже ходивших в этих краях, на непродолжительных пит-стопах получали рекомендательные советы-предостережения о переходе через оз. Варчаты на байдарках. Глубина озера – полтора метра, плюс два с половиной метра ила. И большая волна. Не дай бог киль…

Едем на позитиве. Главный наш Василич рядом с Юрой в кабине. Дима Кр., деда и я восседаем на самой верхушке вездехода, Света с Сашкой Абрамовым чуть пониже, сразу за кабиной. К ним позже присоединится Демыч, сбежав с пыльного кузова. Денис и Димка внутри вездехода. На одной из остановок выползли как чертята – все в пыли. Пыль толстым слоем покрыла все вещи внутри бронемашины…

Чувства переполняют. Я представляю земной шар и место, где сейчас нахожусь. Завидую себе. Я - там, куда мечтала. Природа проникает в меня через зрение, кожу. Проникновению через кожу особенно способствуют комары. Внутри все трепещет, танцует и вальсирует. Да, еще зудит и чешется. Я счастлива.

По пути на нашем вездеходе лопнул торсион. Как сотрудник автосервиса восхищаюсь возможностями и способностями Юры и Жени по ремонту такой техники в таких условиях!

Этот незапланированный околочасовой перерыв все участники движения использовали с пользой: рыба клевала комаров, рыбаки ловили рыбу, нерыбаки собирали и ели голубику, комары ели без исключения всех. Перед отправлением в поход я искала информацию о репеллентах, спасающих и защищающих. С собой брала три или четыре баллона Гардекса и Пикника. И мне показалось, что устойчивость репеллентов во времени никак не влияла на настроение комара и гнуса. Сбрызнулся – комары терпят, пока им глаза перестанет резать, а потом опять начинают тебя есть. Это природа. Факт. И если к нему отнестись спокойно, периодически сбрызгивать открытые и самые вкусные части тела (запястья, щиколотки и живот), то есть шанс не проникнуться нервозностью и ненавистью к северу из-за неотъемлемых господствующих обитателей. Не будь здесь столько комаров, не было бы и столько рыбы.

От Харпа до ночевки ехали семь часов, преодолев километров 45. Всюду много до неприличия крупной голубики. Невозможно просто ее топтать. Пока ставим палатки, налаживаем быт – бесконечно сгибаемся в поклонах и становимся на колени, улепетывая потрясающе ароматные ягоды. Дружно как муравьи трудимся на личное и общее благо двумя лагерями. Новгород стал о нас совсем неподалеку, но каким-то удивительным образом постоянного пересечения и сидения у костра у нас не случилось. Мы как пассажиры одного поезда, но разных вагонов, жили автономно. Ребята показались приветливыми и интересными. Убедиться в этом и сложить какое-либо впечатление, кроме первого, не получилось – может от усталости, может оттого, что самаритяне для меня были еще новыми людьми, да и впечатлений за день было много – но так и не посидели мы этим вечером у костра за душевными беседами и распиванием чаю…

От гулкой головной боли легким массажем и крепким сладким чаем меня спас Дима Кр. Спать ухожу в 1.30. Светло. Подъем запланирован на 6.00 - завтра наше белорусское дежурство.

31 июля, день пятый

Спалось хорошо, но мало. Светке - самой маленькой из нас, было теснее всех предыдущей ночью, когда мы спали вчетвером. Она метким нытьем и катанием спровоцировала действия главного Василича по изъятию Дениса с нашей палатки в свою. Поэтому эту ночь мы спали втроем.

Очень хотелось освежиться. Река текла достаточно далеко от палаток, но из-за открытого пространства особо укрыться не представлялось возможным. Единственным вариантом «уединения» было отойти подальше, превратившись в мошку.

Вроде и река видна, но путь к ней по камням занял у меня двадцать минут. Пришла. Сосредоточилась: все нужно было делать быстро, не давая повода комарам атаковать меня с неприкрытых позиций. Ничё не пойму - разделась, а меня не едят и вокруг не слышно гула и ляскания челюстей… И тут до меня, как до юного натуралиста-наблюдателя, дошло, что нечаянно я открыла тихий ранний безветренный час, когда комары пребывают в спячке и полном безучастии к легкодоступной добыче.

С удовольствием искупнулась. Комарьё начало просыпаться, но отведать меня им не пришлось – холодная вода неизменно остается на нашей стороне в борьбе за выживание комаров. Спешно возвращаюсь, бужу Сашку и начинаем шаманить над едой.

Также дружно в 8.20 отправляемся дальше по Приполярной лесотундре. В 12.00 – Пятиречье, конечная точка вездеходной заброски у нас.

Необыкновенный путь. Вездеходную заброску стоит пережить. Совсем в заболоченных местах этом мирный танк погружался всеми гусеницами, разбивая болотную жижу и грязь, как студень. Пересекая реки и ручьи, полные камней разных размеров, вездеход шел, как велосипед по асфальту после дождя, оставляя за собой два фонтана разбрызгивающейся воды от гусениц. Комары преследовали нас на некоторых участках со скоростью до 30 км/ч. Чтоб не свалиться, приходилось крепко держаться. Когда руки тянулись к фотоаппарату, по молчаливой договоренности меня надежно держали крепкие руки Василича Бурова или Димы Кр. Когда Дёмыч или Света поворачивались, мы разговаривали глазами, взглядами и улыбками сообщая все детали радости и впечатлений от этой шумной, пыльной, необычной заброски. Чтобы сказать что-то сидящему рядом, приходилось кричать. На пит-стопах от тишины закладывало уши больше, чем от рева двигателя при движении. На протяжении почти всего пути слева от нас простиралась лесотундра, перемежаясь редкими деревьями до самого горизонта. С правой стороны нас встречали и провожали сопки и предгорья уральского хребта. Они сказочно проступали с тумана. Ближние сопки были чуть темнее тех, что стояли подальше. А совсем далекие едва проглядывались из дымки. Казалось, что где-то там владения Хозяйки Медной горы... Я упивалась этим краем. Я жила здесь с огромной жаждой, вбирая в себя все краски, запахи и звуки, присущие этому пути. Я не ехала на вездеходе – я летела нетопырем над окраинами повествований Сергея Алексеева и сказов Бажова, воспевших Урал и придавших ему своим словом глубочайший смысл.

Ближе к Пятиречью ехали через уже выгоревший и еще горящий лес вдоль р. Бурхойла. Это страшная картина, до сих пор тлеющая в моем сердце.

На Пятиречье между Левой и Правой Пайерой на небольшой возвышенности стоят вагончики апельсинового цвета. Нас встречает приветливый молодой пес. Понимаю, что я в сердце Пятиречья.

Осмотрелась и иду к столику у вагончиков. Там наши водители Женя и Юра беседуют с Рафаилом, или Рафой – молодым парнем, татарином, присматривающим здесь за порядком и живущим с весны. Сам из Аксарки – поселка неподалеку от Салехарда.

Новгород пообедал и отправился дальше. С ними пассажиром уехал и Юра, оставив вездеход здесь.

Осматриваемся, устраиваемся – нам здесь две ночи жить. Ищу захватывающую дух красоту. Но то ли бледные кусты, натыканные по всему берегу, то ли отвесный каменный противоположный берег, то ли обмельчавшие от непривычной температуры реки, то ли обмельчавшая и уставшая я, - но ожидание первой встречи было не таким. А еще и присутствие здесь кричащих вагончиков с припаркованными квадроциклами…

Впереди почти две дневки с планами порыбачить, сгонять на пупырек на противоположном берегу, выбраться во вряд-ли-осуществимую радиалку в лагерь геологов или на Пайер… И, конечно, стапель.

Рафа угостил нас крупным хариусом, которого мы отведали, оперативно засолив, пока готовился обед. Обживаемся. Постепенно берег хаотично и беспорядочно покрывается вещами из наших рюкзаков: ставим палатки, вытягиваем каты и байдарку, освежаем в реке и развешиваем на кустах вещи, вяжем крючки и наживки на лески, пьем… Иными словами, невозмутимо и искренне вносим дисгармонию в это тихое место. Погода, ветерок и комары разрешили надеть сарафаны и позагорать.

Рафа взял шефство над рыбаками и занялся обучением ловле хариуса. После лекций и практических занятий усадил деду на квадроцикл, и они на пару умотали туда, где клюет. Вернулись с хорошим уловом. Деда сиял и светился. Позже пришел с хорошим уловом и главный Василич. Девочки удочки не брали, поэтому нам оставалось только примазываться к чужой славе, фотографируясь с рыбаками и хариусом. Это рыба радовала меня больше других.

Сегодня пили больше, чем раньше. По щедрости презентовали пару поллитрух спирта Рафе. Завтра мы об этом пожалеем…

Поизучала карту. Сходила к Левой Пайере умыться. Первое впечатление сменяется тихим тайным очарованием. Осмотрелась и начинаю замечать больше. Семейство хищных птиц, что гнездятся на противоположном каменном берегу. Через макушки леса горную гряду вдали. Тишину леса.

Рафаил предложил наносить воды, и протопить баньку. К ужину все было готово. Мальчики в первую очередь, потом мы со Светой. Стоим наготове, вооруженные банными принадлежностями, а мужчины все не заканчиваются: одни возвращаются, другие только идут париться… Ходили-ходили гуськом кучу времени и в итоге выдали нам, что попарится нельзя, только горячей водой помыться, что баня типа «не очень». Я же, да и Света, словили кайф. И попарилось, и помылись.

Весь наш отряд к ужину был чистым до скрипа и сиял. Сейчас 00.45. Залаял пес. Очень далеко слышно тарахтение вездехода – Женя с Юрой возвращаются. Рафин слух уловил шум еще раньше. Мы же сколько не пытались – ничего не слышали.

В сравнении с ночью в Харпе – сумерки стали гуже. После бани Дима Кр. жарит хариуса.

Спать уходила поздно, а у костра оставались пьяные соплеменники и Рафа.

32 июля (1 августа), день шестой

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 28 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2024 год. (0.021 сек.)