с 15 мая по 4 июня 2004 года

Поездка в Монголию

Два месяца мы ждали, когда же мы поедем в Монголию. Наконец этот день наступил. 15 мая, после обеда, мы загрузили свои сумки в микроавтобус.

Было конечно тесновато, ноги пришлось сложить на сумки. Но мы были готовы пережить все, впереди нас ждали просторы монгольских степей. Сначала мы глядели во все окна. Погода была хорошая. Мы ехали по нашей тувинской степи, которая сменялась полями, сосновым лесом, тайгой. Немного устали, некоторые задремали.

До Эрзина добрались к вечеру. Ночевали у одноклассницы - Арапаны. Её мама, папа, братик нас всех хорошо встретили, накормили. Потом мы совершили прогулку по посёлку. Утром поехали дальше к монгольской границе. Если от Кызыла до Эрзина мы даже не почувствовали никакой тряски, то от Эрзина до границы сразу поняли, что асфальт кончился. К границе подъехали часам к 9 утра и ждали пограничников (или таможенников) до 3 часов дня. В 3 часа дня перешли границу. Здесь мы увидели нейтральную полосу. Моя левая нога была ещё в России, а правая в Монголии. Впереди увидела огромную степь и горы. Это Монголия. Здесь я буду 2 недели.

От Кызыла до Цэцэрлэга ехали 5 дней, а от границы до Цэцэрлэга добирались 3 дня. 1-ую ночь ночевали в гостинице «Алтай», а 2 и 3 ночь – в автобусе. Дорога плохая, машина - старый УАЗ-«таблетка». В одном месте был сломан мост через реку, и шоферу пришлось делать большой объезд.

По дороге встречались юрты, верблюды, сарлыки. Всех этих животных очень много целые стада. В степи видели журавлей, лебедей и тарбаганов. Когда останавливалась машина, мы слышали песни монгольской степи – стрекотанье кузнечиков, свист сусликов. Юрт было очень много и все белые. Мы смеялись, когда видели рядом с юртой спутниковую тарелку. Это «цивилизация».

Мы расспрашивали о городе Цэцэрлэге, который на карте стоит в самом центре Монголии. Даже пошутили, что там есть метро. Но оказалось, что Цэцэрлэг – маленький городок, похожий на деревню. Здесь есть несколько благоустроенных домов. Во многих дворах стоят юрты.

Рядом с Цэцэрлэгом есть гора Булган, которая вся из гранита.

Нас встретила директор энергетического лицея, Амарзаяа. Она очень мне понравилась, веселая, всегда улыбается.

Жили мы в семьях по – двое. Нам с Арапаной такая смешная мама попалась. Она следила за нами, наверное, она чувствовала большую ответственность, чтоб нам было у неё хорошо.

Мы вышли на улицу, чтобы познакомиться с Цэцэрлэгом. Люди были одеты в обыкновенные одежды. Некоторые ходили в национальных халатах.

Обратили внимание на девушек и женщин и заметили, что они слишком много пудрятся и ходят белые, как привидения. Макияж чересчур яркий.

20 мая в честь выборов было шоу.

На улице была сооружена сцена, и исполнялись монгольские песни. Кроме того, были приглашены артисты из Улан-Батора. Мне понравило

Начались наши уроки в лицее. Занимались вместе с двумя монгольскими мальчиками. Остальные ученики уехали в Кызыл.

В день было по 2 урока-

1 день - 1. География

2. Монгольский язык

2 день - 1. История

Географию и историю вели учителя – монголы на русском языке, конечно с затруднениями, но мы все поняли.

У нас появились новые друзья: Энхзаяа и Буйна из лицея, учатся в 10 классе. Нараа и Наяа из других школ.

Мы разговаривали с ними и на монгольском, и на русском языке. Мы рассказывали им о Туве, оКызыле, спрашивали их об их братьях, сестрах, которые учатся вместо нас. Расспросили их о столице Монголии – Улан-Баторе.

С Нарой и Найей я жила, но в разных домах. Девочки очень приветливые. Особенно хорошо знает русский язык Нараа. Они рассказывали о Цэцэрлэге и показывали достопримечательности – музей, свою школу, больницу.

22 мая мы уже ехали в Улан-Батор – столицу Монголии. Это очень красивый и большой город. Здесь живёт около 700 тыс. человек. Нас поразило то, что в столице чередуются группы многоэтажных домов с районами частных домов и юрт, причем они расположены целыми районами. Все юрты белого цвета.

Прошли с учительницей, Любовь Олчат – ооловной, по улицам Улан-Батора.

Вечером было шоу, в честь выборов. Народу на площади стояло много. Концерт был хороший, но люди, почему-то не реагировали на то, что происходило на сцене, не хлопали. Нас это удивило. В Кызыле обычно кричат и хлопают, и даже свистят. Наверное, у монголов это не принято.

23 мая посетили Улан – Баторский университет при МЭИ. Познакомились с преподавателями. Они нам очень понравились, особенно директор филиала МЭИ. Он был очень приветливый и человек с юмором.

Преподаватель университета провёл экскурсию с нами. Мы видели химическую лабораторию, спортивный зал, аудитории, компьютерный зал. Познакомились со студентами. Здесь нам рассказали о буддизме, как и когда он появился.

Ходили в Дом детского творчества и искусства. Нам даже не верилось, что всё это сделали и нарисовали дети. Мы увидели здесь великолепные картины, нарисованные учениками 7 – 10 классов, куклы, игрушки, резьба по дереву, фигурки животных. Нас поразило это искусство.

В книге записей, посетителей этого Дома творческого и искусства мы написали пожелания, дальнейших успехов в их творчестве, выразили своё восхищение их талантами.

Вечером ходили в парк аттракционов. Это большой красивый парк с большим количеством аттракционов. В ларёчках продавали мягкие игрушки. Он напомнил наш Кызылский городской парк, но в отличие от нашего парка там ещё есть искусственный пруд с фигурками пингвинов, моржей, крокодилов и белых медведей.

Потом зашли в большой торговый дом купили подарки и сувениры. Дом этот в 5 этажей. И сувениры монгольские продают на 5 этаже. Поднимались мы по лестнице, хотя можно было подняться на лифте.

Утром 27 мая мы проснулись в 6:30, позавтракали и в 7:30 поехали в Цэцэрлэг.

Вечером часам к 6 прибыли на место.

Программа наша была насыщенная. Надо было перенести вещи, т.к. переезжали в другую семью. Поскольку такси не было здесь, то все тащили на себе. Посмотрели телевизор и легли спать.

Утром 28 мая были занятия в школе 2 урока: география и музыка.

Потом была программа:

1 Поход в музей.

2 Выход в природу.

В музее видели чучела животных: кулана, медведя, козлов, верблюда, оленей. Все экспонаты этого музея расположены на большой поляне в отдельных домиках. Мы заходили в них и рассматривали чучела разных животных.

Выход в природу.

Выбрали красивое место между двумя горами. Здесь протекал ручеек, и лежали огромные валуны. Похоже, что это была застывшая лава. Говорят, что давным-давно в Монголии было много вулканов. Когда мы ехали обратно в Кызыл, то по дороге видели огромную воронку. Нам сказали, что это следы вулканической деятельности. Среди этих гор мы развели костёр, играли, фотографировались. Мы с Чаяной нашли маленький водопадик, а вокруг него росли небольшие берёзки, а под ними – оранжевые жарки. Мы не могли не сфотографироваться на фоне этой прекрасной природы.

Два дня подряд сидели дома, никуда не ходили, отдыхали.

31 мая были занятия: география, музыка. Вечером поиграли в волейбол.

1 июня - был праздник - День защиты детей.

Был концерт на площади. Выступали монгольские дети, которые получили первые места на разных конкурсах, со своими лучшими номерами. Всё было очень красочно, яркие национальные костюмы.

Присутствовали на церемонии вручения документов тем детям, кому исполнилось 16 лет. Председатель администрации города Цэцэрлэга поздравил их и вручил им документы. Потом исполнялся гимн Монголии всеми присутствующими, кроме нас.

Погода 1 и 2 июня:

1 июня было жарко, примерно 300 Цельсия, но дул сильный сухой ветер, было очень пыльно, т.к. асфальта не было.

2 июня - резко похолодало, и пошёл дождь со снегом. Холод ужасный! Но мы простились с Цэцэрлэгом и поехали домой в Туву.

На границу приехали 4 июня. Утром застряли в песках. Пришлось толкать машину, на улице холодно. Вышли из машины, закутавшись в одеяла.

Вот и граница. Здесь встретились с монголами. Мы у них спросили по-русски: «Как дела?» Они молчат, не поняли.

Опять проверка документов, все процедуры, но в обратном направлении.

Чуть не забыла рассказать о пище монголов. Мы попробовали цуйван, национальное блюдо монголов - жареная лапша с мясом. Тесто для лапши очень крутое (соль, мука, вода.) Потом раскатывается и нарезается лапша.

Ели чебуреки (Хуушуур) и манты (бууз), чай с молоком и с солью. Конфеты были, как будто самодельные, кислого вкуса, похоже, сделаны из кислого молока.

Когда жили в семьях, то «мамы» нас очень усердно кормили. Мы уже наелись, а им казалось, что мы мало едим, и даже обижались.

Монголия и поездка мне понравилась тем, что я пополнила свой словарный запас, нашла друзей, посмотрела обычаи, традиции и быт монголов. Узнала много о Монголии, увидела своими глазами, пообщалась с монголами.

Это моя первая поездка за пределы Тувы.

Даржаа Маша 7 «а» класс ГЛРТ.

Энергетический лицей был открыт в 2000 году при поддержке администрации Архангайского аймака.

В Энергетическом лицее есть кабинеты:

1) Монгольского языка и литературы.

2) Иностранных языков (русского и английского языков)

3) Физико-математический кабинет

4) Кабинет истории

5) Компьютерная лаборатория

В лицей набирают 1, 7, 9, 10 классы.

Со сменой здания пришлось ограничить количество учащихся до 58 учеников.

Лицей сотрудничает сУлан – Баторским университетом при МЭИ и с 1 школой Цэцэрлэга.

Очень талантливые дети. Организовывают вечера русской песни и поэзии. Сочиняют стихи. Выпустили 3 книги учеников лицея, называется «Океан поэзии». Очень любят петь русские песни. Последняя русская песня в их исполнении была Алсу.

Дата добавления: 2015-10-21; просмотров: 70 | Нарушение авторских прав

Правила безопас­ностиприработес электрическим утюгом.| С Ним не погибнешь никогда

mybiblioteka.su - 2015-2024 год. (0.027 сек.)