Студопедия
Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Как бы ты хотел существовать, чтобы это не вызывало у тебя внутреннего протеста?

Читайте также:
  1. Amazon Fire предназначен в первую очередь для того, чтобы максимально упростить пользование онлайн-магазином
  2. Quot;А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр. 11:6).
  3. Quot;Для того, чтобы пройти в Совет Божий, надо стать "депутатом" от Бога, а не устроителем теплых местечек для себя самого".
  4. Quot;Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин. 6: 28, 29).
  5. VI. Человек создан, чтобы усвоить дух гуманности и религии
  6. VII. Человек создан, чтобы чаять бессмертия
  7. А почему Вы, тем не менее, захотели участвовать в этом фестивале?

- Заниматься здесь, в этой реальности творчеством, утверждая свою правду, свою истину, свою систему ценностей... свой рок-н-ролльный фронт, в котором каждый на своём месте - Моррисон, Рома Неумоев и пр... если появляется абсолютное знание, человек уже не может жить. Его или трамвай задавит, или ещё что-нибудь. И если человеческое искусство утверждает жизнь - продление рода и т.п., то рок утверждает самоуничтожение как некий путь к Богу, высшее познание. Отсюда особая шкала добродетелей: в частности, ненависть к «человеку» в себе....На самом деле, правильнее, наверное, не самоубийство, а терпение - если его понимать в духе экзистенциалистов. Т.е. человек всё сознаёт, но всё же живёт, что-то делает. Это гораздо круче... Панка в России нет. Панк у нас - атрибутика... а сути нет. Когда я говорил с людьми из тюменского общества «Память», они заявили, что, по их мнению, всё крупное и духовное рождается в России. На самом деле, у нас единого движения нет и быть не может... Единицы есть... причём они друг друга могут и ненавидеть...»

...Покопавшись, я нашёл ещё несколько материалов, пополняющих тему. В частности, интервью Летова барнаульскому журналу «Переферийная нервная система» и статью В. Тихомирова в 6-м номере журнала «Ура бум бум!» Они, как мне кажется, не только падают в «лузу» между декабрём 1988 г., когда Летов беседовал с Гурьевым, и декабрем 1990 г. («последнее» интервью в «Контре»), но и, несмотря на признание Егора, что интервью с «ПНС» было чрезвычайно глупым, дают представление о развитии личности (мифа) Летова. И... просто нужны (вам виднее, для чего). Вообще к чему все эти комментарии, отступления, экивоки??!

 

«Ура бум бум!», №6 (журнал «Хер без масла», г. Орехово-Зуево), статья В. Тихомирова «Бесполезность возни, называемой...»

 

...Первым был Летов.

Пел почти час. Закончив одну песню, сразу же начинал другую. Вытирал пот и пел. Играл так, как будто эта песня - последняя в его жизни. Рвал струны, но играл...

...Егор загипнотизировал меня, как удав кролика. Слова слились в одну... длинную до бесконечности фразу, Егор читал её речитативом, расставляя гитарным ритмом двоеточия, и запятые, и, на хуй, все кавычки!

Без малого час он вколачивал в уши правду-матку, выворачивая свою и наши души наизнанку.

А потом он просто встал и ушёл.

Понадобилось несколько секунд, чтобы выйти из транса, и за эти мгновения произошла целая серия перемен в настроении. Да, вот ещё что. Если бы Егор встал и сказал: «Ребята! На улице нас ждут гопники, жаждущие крови нашей, давайте им устроим мясорубку. Пошли!» - все встали бы и пошли махаться, как один. Но он встал и ушёл. И он прав. Ведь те же гопники - не враги же они нам все, их же самих лихо наебали. Все мы в дерьме, хули уж тут делить-то, так если от избытка энергии

...Ну вот, собственно, и всё. Если же я узнаю, что где-то в радиусе 200-300 км даёт концерт Егор... - поеду, не задумываясь! Главное - билет достать!

 

* * *

 

...Кажется, мне самое время после всех «заимствований» снова взять слово. И слово это можно бы обозвать (спасибо Косте Уварову):

 

В ожидании «ГО»

 

Also, с момента «контровского» интервью (200 лет одиночества) до момента акции-ценропункта нашего эссе - а может, и не эссе, а может... бегемот... - прошло ровнёхонько три года. Ну, без нескольких дней. Сказать, что мы все эти три года жили без Летова или даже без «Гражданской обороны», нельзя. Не говоря уж о циркулирующих слухах (Летов продаёт свои записи, а на вырученные деньги купил дачу... Летов вот-вот выступает в Москве... Летов повесился (дважды)... и так далее), начали с достаточным постоянством выходить пластинки. Последнее разными людьми воспринималось, естественно, по-разному. Во-первых, это было достаточно странно в свете предыдущих заявлений Егора о его нежелании совершать нечто подобное. Во-вторых, первый «двойник» представлял собой выборку из нескольких магнитоальбомов и, с моей точки зрения, прилично от этого проиграл. Но (в-третьих, в-четвёртых и в-остальных) качество «бродячих» летовских записей в большинстве случаев было таким, что многие обрадовались появлению дисков и восприняли случившееся совершенно нормально. Не смущало даже то, что цены были чрезвычайно крутыми, говорили: «Что ж вы хотите? Любите «кататься» - платите бабки!» И платили. Исправно.

Кое-кто (я, например) ждал обещанного альбома «Сто лет одиночества». Оговорюсь, что многие и не ждали. И так весь 1992 г. Кто-то где-то, мол, его слышал. Ну, Кузя Уо приносил кассету, ставил... потом спрашивал: «Клёво?!» -... и уносил, никому не давая переписать... Тут и там бродило: «Вот весной (летом, в августе, к Новому году...) должна, наконец, выйти пластинка». Которой, впрочем, нет до сих пор. А вот магнитозаписи дождались. Частями. Полная запись появилась только в начале осени...

Егора как бы не было, но в то же время... Ажиотаж продолжал нарастать. Точно так же, как часть... музофилов, скажем так, никогда не признавала «Гражданскую оборону», так в другой их части не любить «ГО», не преклоняться перед ним (ней?), не цитировать по памяти куски, кусочки, фразочки, словечки стало дурным тоном. Без сомнения, «ГрОб» сегодня оставил всех без исключения по «валовому продукту» записываемого в студиях звукозаписи далеко позади. Наш ушлый брат-журналист даже запустил термин «ГрОб-вейв». Совершенно бессмысленный, если учитывать упоминавшееся выше вскользь многообразие Егора и группы (проектов). Появились шеренги и колонны апологетов, эпигонов. Учеников, последователей, мемуаристов at cetera... Миф окончательно вышел из-под контроля. Потерял связь с конкретным человеком - Игорем (Егором) «Джа» «Дохлым» Летовым.

 

* * *

 

Фенька №2. Рассказывают такую историю. Обычный московский двор. Мальчики собираются по вечерам на гитаре поиграть, песни попеть. Однажды мимо проходит мужчина. Заслышав звуки сладкие, берётся за гриф, дабы вспомнить недалёкую ещё юность, Летова, «Всё идёт по плану» и... всё такое. Мальчики в восторге. Периодически приносят мужчине «снятые» егоровы тексты на листочках, чтобы тот сверху расписал аккорды. На одном из листочков «Последняя песня». Там строчки такие есть: «Что обнял-обрёл летящий в небе Башлачёв...» У мальчиков на листке: «...летящий в небе башлачек»!!! Показательно.

Практически за последние три года не появилось даже ни одного «свежего» интервью. Для чего я это пишу? Я ведь не случайно собрал в этом глобальном материале выдержки из всех имеющихся в моём распоряжении интервью с Егором. И не только для того, чтобы вы расширили своё представление о философии Егора, которую слишком часто понимают однобоко, как некую эстетику суицида в рок-н-ролле (что сие означает?) Временной отрезок, охватываемый этими интервью, составляет те самые три года, равные последним трём годам, годам молчания Летова. Так вот, если проследить изменения, происходившие с Егором в 1988-1990 гг., становится очевидно то (что, впрочем, было очевидно с самого начала): и в эти три года - с 1990 по 1993 - Летов изменялся, двигался всё в ту же сторону, которую он называет вперёд. И сейчас это если и не абсолютно, то во многом совершенно другой человек. Совершенно другой миф, если быть более точным. И кто из нас - не пьющих в ним чай на одной кухне - знает, что это за человек, что это за миф?!.. Вот так я и добрёл - с горем на три четверти - до декабря 1993 г. Пора, пожалуй, предоставить краткое слово очевидцу (Нашему корреспонденту-1, ещё не забыли?)

«...Ехали в Москву... у всех ни копейки... Начало концерта в пять. Я говорю - мол, если мы хотим туда прорваться, надо подходить раньше... Подъезжаем к часу, подходим к парадному ходу, рулим напрямую. Мы с Фрэнком проходим, за нами закрывают дверь... Приходит охрана, начинает «чистить» зал... Со служебного хода сидят девочки, проводят аккредитацию. Узнаём, сколько стоит билет. Двадцать тысяч! (Для несведущих: в белорусских «зайцах» это было тысяч восемьдесят, почти в три раза больше, чем минимальная зарплата)... У меня был пропуск бельгийский в лагерь (беженцев) - прозрачный пластик, фотография, я его на балахон булавкой цепляю, он висит... Мы тусуемся, мозолим глаза, к нам начинают привыкать, принимая нас за своих... Народ уже начинает наплывать...

Интерьер: посередине ракета возвышается, защитные сетки, пивные банки... На стенах картины Вегелянского, свастики разные... Буфет, икорка... На сцене баррикады из мешков с песком, опять же защитные сетки, задник - «Русский прорыв. Руководство к действию»...

Слышим: «Пресс-конференция». Кричу Фрэнку: «Доставай свой диктофон, пошли!»...

 

 

Пресс-конференция (в сокращении, вопросы, касающиеся Летова)

 

Гусаров:...Единственный человек, который, может быть, будет здесь спорной фигурой,- он появится позже - это Жириновский. Он дал «лимон», но всю акцию сделал Егор Летов. Те, кто придут сюда по билетам, которые были по нынешним расценкам дорогие - десять тысяч... для них эта программа. Мы, конечно, волнуемся, это первая акция в рамках этого фестиваля, она выделит мощнейшую энергию и станет таким детонатором, который откроет совершенно новые имена и визуальной, и аудиовизуальной культуры... Егорка Летов!

Летов: Очень рад, что эта акция состоялась. Наконец-то мы все вместе, все наши здесь: и коммунисты, и националисты, и журналисты. И я. Всё нормально.

...Вопрос (Летову): Насколько известно, у Вас в своё время были значительные неприятности с советской властью, с КГБ, о чём Вы неоднократно заявляли в своих интервью... Что случилось с Егором Летовым, который во время своих концертов просил не фотографировать и не записывать себя?.. И проведение подобных акций... Что случилось, Егор?

Летов: Ничего не случилось. Какой был, такой и остался. Я никогда не был демократом. Никогда. Ещё в 1987 г. на новосибирском фестивале мы со сцены заявили, что мы настоящие коммунисты, каких мало. Раньше те идеалы, которые мы отстаивали, мы называли анархией. Теперь я понимаю, что... мы настоящие коммунисты. Причём коммунисты ультра-левые. Вся система ценностей, которые я всегда отстаивал, - она максимально близка к «красным бригадам». Вот и всё. Какой я был, такой остался.

Вопрос дама - Летову): Ну считаете ли Вы, что подобная акция - это либо продажа изжившего себя человека тем самым вождям, либо стремление к власти?

Летов: Если мы придём к власти, то очень будет хорошо.

Дама: Кто «мы», пардон?

Летов: Да хотя бы те, кто присутствует сейчас на сцене. (В зале смех, аплодисменты.)

 

* * *

 

Фенька №3. На одной из фотографий акции, размещённых в журнале «Новый мир», можно увидеть сидящих в рядок Летова, Неумоева, Гусарова, Проханова, Дугина. По злой иронии судьбы на заднике над их головами читается предельно четко: руководство.

 

* * *

 

Вопрос (Летову): Допустим, те, кто сидит на сцене, пришли к власти. На какую должность Вы расчитываете?

Летов: Я бы и президентом не отказался.

Вопрос (остальным присутствующим на сцене): А вы не откажетесь, если будет президентом господин Летов?

Дугин: Президента не дам, а министра обороны - да! (в зале смех, аплодисменты)

Нашкорр-2: Вопрос господину Летову. А Ваше присутствие на этой акции - это не «великое рок-н-ролльное надувательство» (the great rock'n'roll swindle - поправка ред.)?

Летов: Нет.

Вопрос (Летову, Неумоеву): А вы не боитесь, что вы здесь (на этой сцене, в этом зале - ред.) вторичны?

Гусаров: Эта акция - почему она состоялась? Да потому, что сейчас нужно сделать не то-то, то-то или то-то, а хотя бы что-то сделать. Вы тут сидите... Абсолютная импотенция. Даже вопросы скучные. Как бы вам всё ясно, всё знаете, всё наперед. Поэтому вторичны, да, потому что нам здесь скучно...

Неумоев: Мы согласны на вторичность, на третичность, на семиричность, на десятиричность... Лишь бы только не на шестьсотшестьдесятшестичность!...

Гусаров: Сейчас мы будем заканчивать пресс-конференцию. Там, на улице, уже начинается. Стучат в двери, хотят попасть. Это хорошо, когда есть обратная связь, когда все чего-то ждут, потому что здесь не чувствуется обратной связи... Много «шаровиков», на самом деле, половина проникли сюда на шару... Скоро начнётся вечер... Боевая задача будет получена, будем действовать... Я вообще здесь как политрук и сказал: «Какой вопрос, такой будет и ответ...»

Нашкорр-2: Господин Летов, как быть людям, которые пять лет жизни слушали Летова, слушали, что он говорит: «Я всегда буду против!» И как это, что сидит Летов, а рядом с ним куча «политиков», - он же «всегда был против»?

Летов: Я не нигилист, отнюдь. Я всегда отстаивал ценности... убеждения отстаивал...

Давешняя дама из зала (истерично): Летов, что ты хочешь, я не пойму??!!

Летов: Песни мои послушайте, если послушаете, узнаете... Вся моя жизнь - это отстаивание пламенных, огненных ценностей!

Дама: А какие сейчас «огненные ценности» ты отстаиваешь??!!

Летов: Это правда, в первую очередь!

Дама: Какая правда вместе с Жириновским??!!!

Летов: Правда - она одна.

Наш корреспондент-1: Правда у каждого своя, вот идея одна!

Вопрос (Летову): Ты говорил о правде. Тебе не кажется, что на абсолютную правду в последней инстанции может претендовать только Господь Бог?

Летов: На правду претендовать может каждый... каждый истиной живой! «Истиной живой» - это и есть Бог!

После пресс-конференции

 

Наш корреспондент-1 (Неумоеву): Ромыч, что делать с теми людьми, которые хотят сюда пройти, но остались за дверью?

Неумоев: Я не считаю, что билеты - это так дорого. Потому что люди в Москве тратят на «вмазывание» гораздо больше денег... Я считаю, что сейчас те люди, которые понимают, зачем это надо, - они должны скопить, отдать последние деньги, тем более что это не такие большие деньги... Если люди спокойно идут на Майкла Джексона.

Наш корреспондент-1: 20 тысяч - это где-то 17 баксов. В Беларуси - больше средней зарплаты хорошего рабочего...

Неумоев: У нас зарабатывают сто тысяч в России... По всем вопросам надо обращаться к правительству. Почему мы должны в таких условиях существовать?!

Наш корреспондент-1 хватает за рукав проходящего мимо Летова: Егор, тебе не кажется, что ты служишь приманкой для всех этих людей?

Летов: Я год уже с ними нахожусь. Я с ними собираюсь сотрудничать и дальше. Я счастлив, что я в такой компании оказался!

Наш корреспондент-1: А люди? Они стоят под дверью и не могут войти!

Летов: Они могут бутылку водки купить?! Так две бутылки водки - билет!... (уходит)

 

* * *

 

Так закончилась пресс-конференция. No comments. Хотя билет - по московским ценам - стоил почти как десять бутылок водки (а не две), а это не так уж мало. И не только на месяц, но и на два. Если, конечно, Летов не ожидал, что на него придут посмотреть одни алкаши. Или поклонники Майкла Джексона... Но необходимо вернуть слово Нашему корреспонденту-1, ибо самое интересное началось после пресс-конференции

Война

 

«Мир или война?.. Война!!

Свобода или плеть?.. Плеть!!

Любовь или страх?.. Страх!!

Егор Летов

 

«...Концерт же будет. Просунулись в зал... На протяжении всей конференции слышно было, как летели стёкла. На улице тысячи полторы... Начала настраиваться «Инструкция по выживанию». Сидим. Вдруг прибегает ОМОН. «Встать! Всем из зала вон!!» Пытаемся не вставать. Подходят со списками, поимённо... «С вами? Нет?? Вооон!!» И дубинкой по спине... Всех выводят, организованно загоняют в гардероб... Человек пятьдесят, правда, в зал впустили из тех, что стояли на улице... (А все билеты были проданы - ред.)...

Выходим на улицу. Тех, которые были перед ДК, уже разогнали. Стоим, ждём... Ну, как обычно: погонят, потом будут пускать... Я ещё думал: может, Летов - он же тут определённой «весёлой» властью обладает - выйдет, скажет, чтобы пропустили всех... Вдруг подъезжает автобус. Выскакивает оттуда взвод ОМОНа - и в нашу сторону... ОМОНовцы в бронежилетах, в касках, с дубинками, с газом... Где-то в воздух из автоматов лупят...

Все врассыпную... Я бегу, думаю: «А чего это я бегу? Лучше создам впечатление, что я обычный прохожий». Голову в плечи. Иду. Меня все оббегают - панки, ОМОНовцы их догоняют, пиздя прямо на моих глазах... Мне вначале дубинкой звезданули пару раз...

Трогаюсь опять назад, в ДК... У входа «скорые» стоят, одна реанимационная машина, кто-то под капельницей лежит: хорошенько «пощекотали»... Захожу в зал. В фойе музыка играет... Люди стоят. Заглядываю через плечо: сидит Ромыч на табуретке, играет... Я после всей этой войны охуел. Она же была и есть! Здесь пиздят всех, а он сидит... Кто там присутствовал? Кого не вышвырнул ОМОН и очень стойкие фанаты, которые вернулись после всего... Присматриваюсь: на карачках рядом сидит Егор. Все кричат: «Егор, давай! Егор, пой!!» Обращаю внимание: один пацанчик сидит, обхватив лицо ручонками, и ясными глазами смотрит на Летова, как будто Иисус спустился с небес, разговаривает с ним, за руку здоровается... Девчонки фотографии прижимают, ждут, когда им автограф дадут... Из туалета хлопца выносят... Там режут вены, оплакивая кумира ушедшего...

Егор взял гитару, спел «Моя Родина», «Всё как у людей»... К нему «Манагер» подбегает, за руки его дёргает: «Автобус!.. Уезжаем в гостиницу!..»

А «Малыша» (один из попутчиков Нашего корреспондента-1 - ред.) отхуячили ОМОНовцы. Он лежал. Мёртвый. Какие-то московские панки подобрали его, занесли на поезд, вписали - билетов не было... Приехал - сразу пошёл в больницу...

Акция - это массовое побоище, избиение людей, которые любили его (Летова)... Егор завоевал огромную славу. Деньги стали водиться, говорят, за «Прыг-скок» дачу купил. Да, на проведение акции он «лимон» дал... Что ещё надо? Услада души - власть!.. На костях безымянных добровольцев...»

 

Моцартов много, а правда одна!..

 

Процитирую газету «Известия» от 25.12.93 г. Статья товарища А. Челонокова «Рокеры между дубинкой и фашизмом». Много в ней «охуенных радостей и красот». Но меня лично интересует P.S. Вот он:

«На следующий день (после акции), позвонив активисту ПРА (Праворадикальная Партия), главному редактору журнала «К топору» Сергею Жарикову, чьё имя фигурировало в списках почётных гостей акции, поинтересовался, почему его не было в ДК им. Горького. «Я же не идиот, - ответил тот. - Заранее было известно, чем кончится эта тусовка».

Остаётся добавить, что никто из устроителей «Руководства к действию» в тот день не пострадал». Конец цитаты.

Кстати, не было в тот день в ДК не только Жарикова, которому по всему полагалось там быть, вербуя гвардию «топорунов» или «топористов». «Не идиотами» оказались также Эдуард Лимонов, Владимир Вольфович Жириновский. И духа их там не было. Не было духа и ещё многих, кто мог бы там быть. Например, Гурьева. Зато были Мишин и Кушнир. Мишин на вопрос Нашего корреспондента-1, что делать тем, кого в зал менты не пустят, ответил, что, «глобально говоря, ему это по хую»! А Кушнир подытожил впечатления от акции: «А вы чего ожидали?! Это было ясно с самого начала!» Короче, всё изначально было известно. Так что ни о какой «провокации ОМОНа» речь не идёт. «Русский прорыв» удался. На славу.

 

* * *

 

Фенька №4. Рассказывают, весь октябрь 1993 г. Летов безвылазно просидел в Москве. Кирял якобы безбожно. И, что интересно, изрёк - опять же якобы - сакраментальную фразу: «Надоело быть хорошим!»

 

* * *

 

Если принять последнее за аксиому, то всё вроде и понятно. Да не так просто. Ну, конечно, сначала было как-то обидно: человек, говоривший, что одиночки опаснее для социума, чем целое движение, сам сейчас «движется». Пусть и не в правительственной партии. Активный боец с тоталитаризмом поддерживает господ, проповедующих твёрдую руку и жёсткую власть. Ярый боец с терроризмом расписывается в увлечении идеологией «красных бригад». Человек, до хрипоты сражавшийся с «Памятью» и люберами, нынче сидит в ряду тех, кто борется против сионизма и жидомасонства... Короче, мы шли за ним, а он привёл нас к правым радикалам. Он привёл нас в партию, в движение... Однако отбросим штампы массового сознания, въевшиеся метастазами в наш-мой-ум, и вернёмся к статье Гурьева «Bedtime for demokrathy» («КонтрКультУР'а», №2).

«Светлый ряд певцов» очередной перестройки уже не встаёт перед глазами, он налицо: Проханов, Жириновский, Дугин, Летов, Неумоев. Умышленно упускаю фамилию Лимонов: мой любимец, кажется, несколько шире вышеуказанных господ. «Как это трогательно - серп, и молот, и звезда...» Выяснилось, что Егор пел это всерьёз. Вслед за всегда почитаемым им Жариковым Летов расширил теорию самоуничтожения до сюрреалистических пределов, «лишь бы не нравиться» нам.

А теперь перечтите ещё раз пассаж Сергея Геннадьевича об Иисусе и Иуде.

Так вот, вышеупомянутая акция - это Гефсиманский сад Eropа, это самоуничтожение, отказ от мелкой цели уцелеть, причём Гефсиманский сад достаточно извращённый, по славной русской традиции. «Грубо говоря, - пишет Гурьев, - Летов и Жариков - это Иисус и Иуда нашей контркультуры». Иуда «умыл руки», не явившись на акцию - «Что, я идиот?» - и таким образом перевоплотился в Понтия Пилата. А Иисус, «испытывая инстинктивный - а может, и не инстинктивный - саморазрушительный протест против движения себя в русле столь безупречно правильных и лицемерно ценимых в обществе порядочности, долга...», занял его место, место Иуды. При этом нельзя не отметить, что учеников и апостолов у Иисуса-Летова ничуть не меньше, чем у Иисуса Назарея. Вот только последний своих под дубинки римских ОМОНовцев не подставлял. Подставился сам.

«Техничная» игра - западная форма зарастания духа мясом. Очевидно, что у Егора и Ромыча наступает или уже наступила эта самая «форма». Увы? Да нет, всё идет своим чередом, «по плану».

Не уверен, что мне дана в полной мере «способность нормально любить». Не уверен, что она мне дана вовсе. Посему поносить Егора Летова не собираюсь. В конце концов, песни его, по его же признанию, ему не принадлежат, точнее - принадлежат всем. И вам. И мне. И «Сто лет одиночества» - великолепный альбом. Хотя и не всем нравится. Что нормально. И вообще Летов сделал за последние годы для очень многих людей такое и столько, чего не сделал ни один другой человек, ни организация никакая, ни государство, ни общество. Я не Пилат. Судить его не мне. Да и надо ли? «Иуда будет в раю». А мы? Да надо ли...

04.11.1994, «Окорок», №10

 

Прорыв-94

 

Беседуют звёзды русского рока Егор Летов («Гражданская оборона»), Сергей Жариков («ДК»), Роман Неумоев («Инструкция по выживанию») и заместитель главного редактора газеты «Завтра» Владимир Бондаренко.

 

Рок: русское сопротивление

 

В. Бондаренко: Власть Ельцина, похоже, опротивела всем. Многие известнейшие художники, ещё вчера поддерживавшие Ельцина, сегодня над ним издеваются. Уже и Леночка Сорокина из «МК» отпускает шпильки в адрес бедных демократов. Кажется, их ненавидят все. Заслужили, наверное. Молодых ельцинистов днём с огнём не найти. Да и откуда им взяться?

Скажем, наша недавняя молодёжная акция «Руководство к действию» закончилась ОМОНом, автоматными очередями, избиением сотен подростков, тяжёлыми травмами. Ещё три тысячи организованных подростков люто возненавидели ельцинскую власть, которая ничего кроме автоматов Калашникова и американских резиновых дубинок не может противопоставить молодёжи. Может быть, поэтому мы сегодня вместе - газета «День», движение «День», газета «Завтра» и самые знаменитые русские рок-музыканты.

Е. Летов: В этом нет ничего удивительного. Мы и должны быть вместе. Мы изначально не были ельциноидами, не обольщались так называемыми демократами. Я человек глубоко верующий, и мы все отстаиваем в своей музыке ценности не личностные, эгоистические, а наши соборные, светлые, солнечные.

В мире происходит борьба двух сил - дьявола и Бога, тьмы и света, ночи и дня. И мы рядовые той силы, солнечной, дневной, которая заставляет нас работать, писать наши песни, выступать у Белого дома и, если надо, защищать его с оружием в руках!

С. Жариков: Если власти запрещают газету «День», значит, это власть ночи. Только ночь запрещает день. Но любая ночь преходяща. И «День» снова приходит после ночи...

Е. Летов: А если власть запретит и газету «Завтра», эта власть будет позавчерашней!..

В 1988 г. на фестивале в Новосибирске мы заявили, что являемся истинными русскими коммунистами, народными коммунистами. Вся наша борьба против совдепа доперестроечного периода заключалась в том, что мы были против фальшивого коммунистического воплощения в последние годы брежневского правления.

Но мы и против системы сатанинской, потому что в ней происходит нивелировка всех человеческих и культурных ценностей. Слово только тогда стоит чего-то, когда за него можно поплатиться, когда за него можно получить пулю.

Я сейчас поддерживаю все соборные идеологии, не разъединяющие, а объединяющие народ. Идеально мне соответствует идеология «красных бригад». Думаю, что мы победим рано или поздно, потому что истина всё же одна: она ясна всем, и она с нами.

Вот почему они сейчас так проигрывают. Вот почему они так слабы, что вынуждены были стрелять по нам в октябре из танков. Вот почему они нервничают и устраивают облавы и разгоны. Они, ельциноиды, понимают, что мы-то у себя дома, а они - нет.

В. Бондаренко: Как я понимаю, есть в твоём, Егор, русском коммунизме нечто глубоко национальное, о чём писал Бердяев. Это мечта о социальной справедливости, всегда свойственной русскому человеку. Твой коммунизм не из марксизма произрастает, а из русских утопических теорий, из русских сказок и былин. Наш народ, да и вся философия наша не принимали культ торгашества, всегда были антибуржуазны. И протест против брежневских времен - это тоже протест против совбуржуазности, против партийно-торговой номенклатуры, за народную справедливость.

Е. Летов: Брежневский режим не был советским в полной мере. Эдуард Лимонов очень точно охарактеризовал его как дисциплинарно-санаторный режим. Он, в принципе, не отличался от капитализма. Это был госкапитализм.

В. Бондаренко: Сейчас эти санаторщики решили прикарманить всю Россию. Я слышал, вы готовите свой протест против палачей Дома Советов. Что это за проект?

Е. Летов: Мы в январе выпускаем совместную пластинку разных рок-групп. Мы задумали её сразу после октябрьских событий. Она будет называться «Они сражались за Родину». В этом проекте участвуют группы «ДК» с Сергеем Жариковым, «Коммунизм», «Манагер», Роман Неумоев с «Инструкцией по выживанию» и наша «Гражданская оборона».

Пластинка посвящается героическим защитникам Дома Советов - это будет написано на первой стороне обложки. Все средства от её продажи пойдут в Фонд помощи семьям погибших героев.

В. Бондаренко: Для этого альбома будут написаны новые песни, посвящённые кровавой трагедии?

Е. Летов: Там будут и новые, и старые песни. Мы, в частности, записываем наши последние песни «Родина» и «Новый день». У меня песня последняя называется «Новый день». «Будет новый день, ясный светлый день». Можно сказать, она посвящена газете «День» в какой-то степени. Я её написал сразу после октябрьских событий и после закрытия вашей газеты.

С. Жариков: Я, конечно, не разделяю таких утопических коммунистических воззрений Егора Летова, я больше националист. Считаю, что эта ельцинская власть проигрывает потому, что она антинациональна. А идеология Летова, по-моему, определяется как сплав воззрений Бакунина и Леонтьева.

Е. Летов: Дело в том, что я поддерживаю не интернационалистские марксистские идеи, а национал-большевистские.

С. Жариков: Правильно, потому что марксистский интернационал не имеет ничего общего с русским коммунизмом. Русский коммунизм - это ещё не осознанное до конца явление, его никто всерьёз не анализировал.

В. Бондаренко: Думаю, что наш русский коммунизм никогда никакого отношения к марксизму не имел. Он возник примерно тысячу лет назад, в эпоху нашего раннего христианства, а затем его развили староверы. Старообрядчество - это и есть форма русского коммунизма. Беловодье знаменитое - это же чистый русский коммунизм. Почитайте роман Личутина «Скитальцы».

С. Жариков: Мы общались года два назад с беспоповцами, с поморским согласием. Интересно, что эти беспоповцы, да и в целом старообрядчество - глубоко русское явление, подобного нет нигде. Европейское протестантство никакого отношения к ним не имеет. Потому и формы русского протеста иные, чем в Европе.

Вот, скажем, прошедшие выборы. Уверен, что если бы собрали избирательный блок из зверей московского зоопарка - тигров, слонов, медведей, зайцев - и выставили их на голосование, они бы и победили. Обязательно прошли бы через пятипроцентный барьер. Потому что русский народ оказался умнее, чем о нём думали. Не то что русский народ сегодня ненавидит демократов - он над ними просто смеётся. На выборах русский народ показал кукиш ельцинскому режиму.

Люди, не потерявшие совесть, люди, до сих пор верящие во что-то святое, как их ни окрашивай - в красно-коричневый, красно-белый или чёрно-желто-белый, - просто уже не могут общаться с ельцинским режимом. Они своими голосами за Жириновского просто высмеяли демократов. А ещё лучше проголосовали бы за тигров и слонов. Здоровый народ имеет здоровый юмор.

Е. Летов: Когда я подошёл к Дому Советов, первое, что меня поразило, - все были вместе. И батюшка православный с иконами, и анархисты со знамёнами, коммунисты, баркашовцы-молодцы, монархисты с имперскими стягами. Это были порядочные люди, не безразличные к судьбе нашей Отчизны. Когда дом горит, надо всем вместе его тушить, потом русские люди разберутся между собой.

С. Жариков: Об этом писал в газете «День» американский священник и публицист Фред Фаррел: нет правых и левых, нет красно-коричневых - есть национальное единство. События показали, что наиболее высокое структурирование общества - это единство нации.

Мы должны благодарить Ельцина за то, что он даёт нам всем объединиться. Глупее власти не придумаешь. Считаю, рано свергать этот режим, мы ещё не до конца объединились. Вот мы все объединимся, создадим структуры, почувствуем полную свою силу - тогда режим сам и падёт, потому что он просто смехотворен.

Недаром и аббревиатура у демократических блоков - выброс, бля (Болдарев-Явлинский-Лукин), РДДР. Заметьте, как чистейший масонский символ - РДДР - читается одинаково и справа налево, и слева направо. А взять их лица. Это ночное шоу, потому и «Дня» боятся, что их только в ночи показывать.

В «Дне» печатались портреты лидеров оппозиции - здоровые, нормальные лица. И вглядитесь в Гайдара, Макарова, Ельцина, Гербер - это паноптикум. Неужели они сами не понимают, что чем больше люди смотрят на них, тем больше смеются. И всё это наше руководство. Команда Ельцина! Скорее уж разноцветные панки придут к власти - всё покрасивее. Давайте тогда Сергея Троицкого в мэры выдвигать, а Егора Летова - в президенты. Ведь немало народа за них проголосует...

В. Бондаренко: Если мы заговорили о Сергее Троицком из «Коррозии металла» и Егоре Летове, признанном лидере панк-рока, давайте продолжим эту тему. Что сегодня происходит в рок-движении? Гаспарян вместе с Артёмом Троицким и другими «московскими комсомольцами» стараются перетянуть молодёжь на свою сторону, контролировать развитие рок-движения. Сам Ельцин вручает какие-то медальки карманным рокерам типа Макаревича, по телевидению показывают одни и те же группы. Удаётся ли им этот демконтроль?

С. Жариков: Что такое «Московский комсомолец»? Это обыкновенная гэбэшная газетёнка. По заданию КГБ они стараются утихомирить людей, чтобы ельцинское государство было в безопасности. Они действуют и кнутом, и пряником. Кому - по заднице кнутом, как было с группами «Браво», «Воскресение», и нашим «ДК», и Егором Летовым или с нынешним разгоном «Руководства к действию». Кому - пряник в рот. Гаспарян думал, что всех можно купить их вонючими приманками. Но от него же воняет... комсомолом.

Шевчук мне говорит: ты не так воспитываешь ребят. Не какой-нибудь седовласый академик, не секретарь обкома, а рокер Шевчук читает мне лекции по воспитанию молодёжи. Да кто он такой? Он же и есть секретарь крупной комсомольской организации. Меня из института выгоняли за рок, а Шевчук в то время комсомолом руководил. И сейчас руководит. Вот его и показывают постоянно по телевидению. А какой он рокер?

Там, наверху, ведь ничего, на наше счастье, не понимают в роке. Для них и Газманов - рок. Вот они таких и пригревают. Настоящих музыкантов у них нет. Весь русский рок у нас. То, что по-настоящему называется роком, в «Московский комсомолец» не пойдёт. Одно название чего стоит. «Московский комсомолец», который воспевает капитализм. Это же цинизм...

Но их система сама себя уже пожирает. Они создали слой попсы, в который начали тянуться бездарные люди с большими деньгами. Они вытеснили даже у себя на телевидении и в газетах всех мало-мальски талантливых людей.

А мы на них уже давно не обращаем внимания, работаем сами по себе. У нас и свой журнал появился -«Русский рок», - свои магазины, такие, как «Давай-давай», свои клубы вроде «Секстон фозд». Да и ребята в основном вокруг нас тусуются. Видели, сколько пришло молодёжи на Егора Летова?!

Е. Летов: Ребята, которые пришли на нашу встречу «Руководство к действию», пришли даже не музыку слушать. В моём понимании то, что мы поём, - это не музыка вообще. Они пришли потому, что им необходима та энергия, которую мы им даём. А за нами солнечная энергия, солнышко наше за нашей спиной.

С. Жариков: Это тоже определённая религиозная музыка, форма языческого дионисийского начала. Люди приходят на концерты и впитывают в себя энергию концертов, энергию пассионарных лидеров рок-музыки. Люди объединяются и начинают ощущать себя соборно коллективно и совместно подпитываются солнечной энергией от песен. Ведь России не хватает именно энергии. Ума хватает, много интеллектуалов, но нужен этот новый прорыв - энергия прорыва.

Е. Летов: Сегодня мало новых групп, новых лидеров, везде хаос, не хватает энергии. Все люди в нашем движении зарекомендовали себя гораздо раньше в сопротивлении, в создании. Была такая энергичная временная полоса в русском роке, когда появились все мы: и «Инструкция по выживанию», и «ДК», и «Гражданская оборона», и Янка.

Мы создали определённый вектор движения, в которое влилось множество подражателей, второстепенных, третьестепенных групп. Мы выдержали все испытания, обрушившиеся на нашу страну и на нас лично, перескочили через барьер и теперь уже на новом этапе развития, на новом уровне энергии продолжаем заниматься своим делом всё сильнее и сильнее. А весь второй эшелон нашего движения сгорел в этой борьбе. Но сейчас появляются новые пассионарии. Если сейчас появляются баркашовцы, люди, которым есть за что умирать, значит, им есть ради чего и жить...

В. Бондаренко: Очевидно, появляется и новая молодая культура, защищающая идеалы этих новых пассионариев...

Е. Летов: У меня есть такая песня, там последняя строчка:

«Вижу, поднимается с колен Родина,

Вижу, как из пепла восстаёт моя Родина!»

В. Бондаренко: Интересно, что и «Гражданская оборона», и «Инструкция по выживанию», и много других популярных групп из Сибири. Отчего это? Нужна ли вам, сибирякам, Москва как центр рок-движения или вы там самодостаточны и в Москву не стремитесь? Я слышал, что мощным центром рок-культуры становится Новосибирск. Он уже на равных разговаривает с Москвой и Питером. Так ли это?

Р. Неумоев: Я в Москве могу вообще не появляться. Я этот нынешний город не люблю, хотя и признаю его центром России. Если сравнить с организмом, Москва - это мозг, сосущий из организма 47 процентов сахара, соков всех, но, тем не менее, Москве это сегодня не помогает. Она постоянно в туманном, бессолнечном состоянии. Над Москвой висит пелена смога, мрака, ночи. Солнце нынче появляется над Москвой раз в месяц. И уровень солнечной энергии ничтожен. Солнца не хватает людям...

Е. Летов: У китайцев было верное, глубокое понятие, что погода наказывает плохих правителей. Погода наказывает ельцинскую Москву, и пока москвичи не уберут Ельцина, им солнца не видать.

Р. Неумоев: Сибирь никогда в центре не нуждалась, но центр нуждался в Сибири всегда. И выборы показывают, что Москва-то этих демократов всегда поддерживает, а провинция проголосовала против них. Как сказал один художник, «вся духовность сосредоточена за Уралом». Там нынче духовный центр и оставшиеся в России чакры солнечной энергии. Там добротность и качество. Вот почему на «Новом политическом годе» - на этом позорном празднике - так запаниковали демократы после сибирских итогов выборов.

Сейчас наша страна вошла в индустриальный период. Нефть - это кровь индустрии. Раньше страна была аграрной и правителей находила где-нибудь в Черноземье или Ставрополье. А сейчас все лидеры идут из Урала, из Сибири...

С. Жариков: Ходят слухи, что в деревне, где родился Ельцин, строят мемориальный комплекс - два мраморных или бронзовых пальца на том месте, где он их потерял... Это хорошее вложение в нашу культуру. Пионеры эти пальцы нашли, и теперь их хотят воздвигнуть то ли на уровне колокольни Ивана Великого, то ли на уровне Останкинской башни...

Р. Неумоев: Из нашей Тюмени, к счастью, этих пальцев не видать. Хотя,

конечно, Бог шельму метит... У нас сейчас очень упрощённый взгляд на развитие России: есть мамона, есть золотой телец, есть Ельцин, а есть истинная Россия.

Но ведь всё намного сложнее. Кровь у нас лилась веками. Было всего два-три царя, при которых она особо не лилась: Дмитрий Донской, Александр Невский, Фёдор Иоаннович, очевидно, Александр III.

Значит, главное - успеть сказать своё самое важное. Часто ведь правители дерутся между собой, а все нормальные люди страдают и мучаются, кровь проливают. Сегодня посадили одних в «Лефортово», а завтра Ельцина посадят на их место, но будет ли нам лучше? Будет ли России лучше?

В. Бондаренко: Так что же теперь - и бороться не надо?

Р. Неумоев: Дело не в борьбе как таковой, а в стойкой духовной позиции каждого человека. Человек в нашем людском мире - это мера всех вещей, и всё зависит от того, за что он борется. Я преклоняюсь перед теми, кто погиб у Белого Дома под ельцинскими танками, так же, как я преклоняюсь перед своим дедом, который кровь проливал за советскую власть.

Но мы всегда немножко недопонимаем, кто с кем и за что борется там, наверху, над нами. Не знаем хорошо той третьей тёмной силы, которой всё принадлежит. Мы должны защитить внутреннюю свободу человека от этой третьей силы, творческую свободу.

А внешнюю свободу защищать бессмысленно. Мы в этой области свободны быть не можем. Мир построен по принципу постоянного ограничения. Есть государство, есть его границы, есть его законы.

Мой идеал Русского государства - это скорее не государство, а царство. Государство - это царство, превратившееся в зверя. А настоящее русское царство описал Пушкин. Там у него есть царь Гвидон. Но такое царство, думаю, находится ещё на небесах. Мы до него не доросли.

Вот мы и стараемся проповедовать идеалы такого царства в своих песнях, концертах в Сибири, на Урале, на Украине. Хотя мы редко концертируем. Выступаем примерно раз в год. Всё остальное время работаем над песнями. Мы очень серьёзно относимся к своей работе. Работа - это главное. А в политических акциях я стал участвовать сейчас лишь потому, что не могу молчать - припекло, хотя я не политик.

В. Бондаренко: Очевидно, любому талантливому художнику нечего делать в политике, если не припекло. Самые разные художники и писатели, музыканты и поэты - от Валентина Распутина до Егора Летова, от Вячеслава Клыкова до Эдуарда Лимонова - достаточно ярко самовыражаются в творчестве. А творческая энергия не ниже политической, общественной.

В нормальное время только из корыстных целей художники идут в политику или бездари так закрепляют своё шаткое положение в искусстве. Когда же по-настоящему припекло твою страну, твой народ, любой самый талантливый музыкант, учёный, писатель идёт в политику.

Е. Летов: Не совсем согласен с тобой, Володя. Считаю, что творчество, доходящее до духовных вершин, самое чистое творчество изначально политично. Политику от не политики невозможно отделить. Всё политика. Художник - это человек, воспринимающий всё через кровь, через сердце, через себя...

В. Бондаренко: Я имею в виду не философский смысл политики как таковой, а политику конкретную, газетную, организационную. Она же часто в ущерб творчеству, к ней обращаются художники только в период катастроф.

Е. Летов: Конечно. Но если песня политическая, вплоть до лозунгов, и работает - влияет на человека, на его настроение, его душу - значит, это искусство. Песни пишутся не для вечности и не в вечность, а для настоящего момента. Настоящий момент - это кусок вечности, момент вечности. Нельзя прогнозировать, что произойдёт с твоей песней дальше. Искусство непредсказуемо.

С. Жариков: Политика - это высший пилотаж искусства. Авангард - это и есть управление политикой и политиками методами творчества и искусства. Власть Ельцина уйдёт лишь под давлением талантливых русских людей, руками русского настоящего авангарда. Люди творчества творчески и уберут ельциноидов. Оружия не понадобится. Это им хочется пострелять, побольше крови, танков. Нам война не нужна.

Е. Летов: Мы записали два своих последних альбома, включая «Сто лет одиночества» - в них политики нет вообще. Однако действуют они на политическом уровне: они сплотили всех наших, приходящих на концерты. Молодые ребята понимают всё не хуже нас. А у ельциноидов наши песни и наши альбомы вызывают лютую ненависть. Хотя политики там нет. Просто русские песни.

С. Жариков: Так, Егор, они в русских песнях ничего не понимают, потому и боятся. Они не могут прогнозировать живую жизнь, а мы можем. Волшебная сила искусства в действии. Есть высшие механизмы, связанные с религией, с культом солнца, работающие в нашей музыке. Солнце заходит, потом обратно восходит. Иначе быть не может. Пройдёт ночь, наступит новый день.

Кстати, до Петра I на Руси было два времени: ночное и дневное. Лишь Пётр ввёл единые часы. А в допетровской Руси ночные часы шли быстрее. Люди боялись ночь, боялись нового мира. Язычники, староверы знали, что ночное подземное солнце вытягивает из земли такую силу, что скелеты по ночам скачут. Это момент сглаза. Не надо по ночам на звёзды смотреть и что-то высчитывать. Ночью людям надо спать. Ночью поднимаются духи, кикиморы.

Вот сегодня, когда «День» закрыли, и царит их ночное кикиморье время. Нынешний режим - власть кикимор. Кикиморы - те же советники Ельцина, все эти яковлевы, шумейки, герберы. Вот мы своей музыкой и разгоняем кикимор, ускоряем ночное время, торопим приход «Дня».

Е. Летов: Русский рок, как и всё русское искусство, мессианский. Из этого мессианства, как из солодца, черпается энергия - творческая, гигантского масштаба.

Откуда в Америке взяться такой энергии, откуда там взяться настоящему року? Это кучка эмигрантов, зарабатывающая деньги, не имеющая своей ментальности. А Европа уже состарилась. Россия имеет изначальную способность к восстановлению энергии. Она встаёт из пепла, как птица Феникс. Вот потому и русский рок первичен изначально...

Форма, может быть, и заимствована. Форма - это пластилин, внешняя оболочка. Главное - суть русского рока, который как колодезь бездонный, из которого черпают и черпают энергию...

С. Жариков: Вот вам иллюстрация. Пётр Ильич Чайковский учился у Шумана, а затем создал такую совершенную музыку, которую в Германии играют как высшее воплощение человеческого духа. Тут и взаимосвязь культур, и подлинно национальный дух...

Е. Летов: Наш рок первичен и, самое главное, содержателен, мистичен. У них царит поп-музыка, их рок коммерческий - то, что пытаются у нас делать разные макаревичи, шевчуки и сукачёвы. Нам это чуждо. Русский рок - это религиозная музыка. Это магия, чего никогда не понять «московским комсомольцам». Это утверждение высших сияющих ценностей через преодоление страха, насилия. Он изначально победоносен, триумфален. Это победа над смертью!

Р. Неумоев: Да, я согласен с Егором Летовым. Рок - это энергия победы. Только победу многие понимают по-разному. Наша победа - очень сложная вещь. Это и поражение цивилизации. Мы встали к ней в оппозицию. Такая цивилизация нам не нужна.

Е. Летов: У Александра Дугина в «Элементах» есть очень хорошая мысль, что всё сообщество человеческое делится на два течения, два вектора развития. Первое - это цивилизация Запада, договорная система, система глобального одиночества. Огромное количество одиночек. Второе - стремление к общности родовой, семейной, народной, когда все живут соборно, когда общество строится на принципах семейности, доверия, братства. Мы хотим утверждать истину, мы хотим вернуться к доцивилизационным семейным ценностям. Мы и революцию понимаем как возвращение.

В. Бондаренко: Скорее русский рок - это часть остатка традиционной цивилизации, её осколки, которые сегодня уничтожаются до конца... Вот когда почти всех поглотит мировая цивилизация ночи, когда терпение Бога иссякнет, тогда он соберёт оставшихся непобеждённых малых сих. И эта жалкая кучка осколков победит всех.

Бог всегда берёт на себя огромной трудности работу. Ему скучно побеждать праведными силами какую-то ничтожную часть ночных, западных, омертвевших, проворовавшихся людей. Ему нужно, чтобы победить самым малым числом своих истинных приверженцев абсолютно все силы зла. Всё уже сказано, апокалипсис приближается, лишь сроки ещё не названы...

Что же остаётся делать нам? Присутствовать при исчезновении светлого начала или стремиться сохранить и распространить идеалы истинной традиционной соборной цивилизации?

Р. Неумоев: Я считаю, что наше дело - выстоять. Выстоять, несмотря ни на что. А замахиваться на распространение, возрождение цивилизации не наше дело. Имперский культурный дух - идея, полезная для взбадривания себя, но возможно ли её реализовать? Ясно, что всё должно дойти до своего конца, до коллапса, чтобы потом ворваться в новом качестве в мир, развернуться новым миром, новым небом перед всеми. Сейчас идут процессы опускания неба на землю. Все события убыстряются.

Е. Летов: Мы с этой энтропией и воюем, но сил у нас не хватает на атаку. Мы просто отстаиваем жизнь перед смертью.

С. Жариков: Любая сверхрациональная система становится иррациональной. Вот западная цивилизация... Сверхрационализм, тоталитаризм полнейший, когда все за всеми следят, крутятся, как винтики. Система становится иррациональной, она начинает поедать сама себя. Змея, кусающая свой хвост. Мы оптимисты. Пускай они жрут самих себя. Мы своими акциями помогаем им создать общество максимально тоталитарное, полицейское, помогаем установить в России полную диктатуру. Она их и уничтожит.

Е. Летов: Дело в том, Серёжа, что сейчас у власти в России находится антисистема (по Льву Гумилёву). Она кончается только тогда, когда организм, в котором она живёт, умирает. Как бактерия умирает вместе с организмом.

В. Бондаренко: Но организм может и выздороветь...

Е. Летов: Конечно, он выздоровеет, если все мы выстоим, тогда и начнётся общее выздоровление России. Три года мы не давали ни одного концерта, сидели дома в Омске. Сейчас я понял, что нужно выходить, нужно действовать. Октябрьские события показали, что нас много. Мы сплочённее, веселее, здоровее.

С. Жариков: Я всё же закончу свою мысль. Чем сильнее мы будем их подталкивать к полицейским мирам, тем быстрее они сдохнут. Сейчас всякие новодворские кричат: «Расстрелять! Уничтожить!» Это ведь наша победа. Вот она, полицейская сущность демократов. В чём гениальность Жириновского? Не в том, что он выиграл выборы, а в том, что он их высмеял: вот они, полицаи!

Р. Неумоев: Оказался верным ходом для Жириновского и его отказ от участия в октябрьских событиях. Все, кто не был ни за Ельцина, ни за Хасбулатова, проголосовали за Жириновского. А тем временем мы доживаем до третьего путча. Бог любит Троицу. На октябрь, кстати, приходится 90 процентов убиенных и замученных Русской православной церкви. Сатана в те дни правит бал...

Е. Летов: Будет, обязательно будет третий, может, более кровавый, но победный путч... Будет победа!

С. Жариков: Путч будет тогда, когда мы помешаем власти установить диктатуру. Так пусть она её установит. Неделя - и их власть рухнет. Они уже не понимают, что творится в России. Сибирь смеётся над ними, Дальний Восток смеётся, Урал смеётся. Кукиш им показали...

Р. Неумоев: Идёт процесс формирования трёх основных сил, которые должны установить «новый мировой порядок». Три масонские силы. Красное, голубое и жёлтое масонство. Они пытаются ввести Россию в свой мировой график. Посмотрите, даже у Шахрая в эмблеме предвыборной масонская звезда...

В. Бондаренко: Вернёмся к рок-музыке. Егор Летов правильно говорил о первичности, о первичной сути русского рока, а как влияет эта мистическая первичная суть на музыкальные формы?

Е. Летов: Я в одном из интервью в 1988 г. сказал, отвечая на вопрос о русофильности своих песен: что мы поём, облекается в форму определённой напевности... Вся суть того, что мы делаем, - это даже не форма, а какая-то музыкальная, чувственная смесь трагизма, переживания и победы. Это уже не человеческая плата, уровень ответственности неличностный, нечастный. Наше состояние соответствует форме, наиболее близкой русским народным песням. У нас существует магическая связь с русскими напевами, русскими языческими обрядами, русским средневековьем...

Р. Неумоев: Мои песни всегда отличались протяжённостью. Как я начинал, так и продолжаю. Мелодия - это ведь развитие высшей чакры. Кстати, и у нашей фирмы «Мелодия» бука «М» нарисована как зига - магический знак. И текст у нас как интеллектуальное начало. На Западе что они поют: «Дай, дай, дай» и «На-на-на» - никаких значимых текстов. Нет, такой рок у нас глубокие корни не пустит...

Е. Летов: Вот как создаётся песня: нарастает мучительное напряжение, состояние экстаза. Ходишь месяцами, спать не можешь, водку пьёшь, чтобы выстоять. И в некий момент возникает нечто вроде туннеля или воронки в сердце, из которой и идут слова, звуки, мелодия. Их не я сочиняю - я проводник чего-то родового, единого, общего.

С. Жариков: Интересно, что русский рок использует и тёмное, дионисийское начало наравне с аполлоновым, светлым во имя общего. Это особенность России. У нас нет разрыва, о котором писал Ницше. Наше тёмное начало тоже работает на солнечное, светлое. У нас всё подчинено солнцу. Мы, русские, солнечный народ.

Р. Неумоев: В некотором смысле мы все не являемся личностями, авторами. Работает один Автор, а мы его проводники, оракулы. И мой совет сейчас, особенно москвичам: нельзя долго спать, надо с солнышком вставать. Быть с ним всё время вместе, особенно зимой. Особенно в такое гнилое ночное политическое время.

Е. Летов: И надо активнее сегодня жить и работать. На Россию. Мы согласны участвовать во всех акциях газет «День» и «Завтра». Будем писать песни, проводить совместные фестивали, митинги, концерты. Я предлагаю: проведём в Новосибирске весной совместную патриотическую акцию - «День», «Гражданская оборона», «Инструкция по выживанию» и все, кто решил присоединиться к нам.

Сaмoe главное - это внутренняя стойкость, выстаивание и сопротивление. Они создают через телевидение своё астральное поле, мы создаём своё. Атака идёт с их стороны, но это нас не пугает. Они проигрывают. Они отстают, отмирают.

И последнее пожелание читателям «Дня»: будьте, будьте, будьте! Не унывайте. Выстоим и победим. Ведь мы у себя дома! Будет новый день!

Записал С. Соколкин

12.1994 г., газета «Завтра»

 

В поисках утраченных инструкций

 

«...единственным абсолютно независимым и посему воистину андеграудным составом были «Звуки му». Объясняется просто. Мамонов - взрослый и самостоятельный человек. С душой и светлой головой. Был Гребенщиков, ставший на склоне творческого запала БГ с лёгкой руки киносоловья. Но этот персонаж никогда не отличался самостоятельностью. Кстати, множество русских рокеров не может преодолеть иллюзию, будто все их песни похожи на песни «Аквариума». Это действительно иллюзия, созданная Гребенщиковым, крупным музыкальным шулером и компилятором. Больше заслуг у него нет. И вообще весь русский так называемый андеграунд сделан мальчиками».

Ежи Кральчански

 

Ностальгирующая молодёжь - это такой же пассаж, как и 45-летние таксисты, вздыхающие об ушедшем брежневском Колбасном Царстве. В какой стране вы встретите людей, которые скажут вам с нотой сожаления, что при Картере было лучше или что были, мол, времена, когда давали жару «Deep purple» или «Sex pistols»? Вероятно, только у нас. Помпиду и Роттен - нам братья родные.

Однако безо всякого сожаления следовало бы признать и наконец-то успокоиться, что нет более в нашем отечестве никакого андеграунда. Да и был он весьма сомнителен. Однако сомнительность - это понятие индивидуальное. Гребенщиков отличается от Ленина тем, что один из них жив, а другой из них - нет. Но оба живы. Ленин живее всех других, а другой живее всех остальных. (Модель российского андеграунда). Весь наш андеграунд - это один большой стебель стёба. Никто не скажет другому, что кровь проливал за идеал. Идеалы были, но чужие. Своих не было никогда.

Русский андеграунд - это явление, скорее всего, политпосола в отличие от андеграунда Запада. Там всё сложнее, но и проще при этом. Политика для них там, на Западе, - дело последнее. К ней прибегают самые убогие и самые именитые. Первые - чтобы привлечь к себе хоть какое-то внимание, вторые - чтобы хоть на что-то повлиять. К политике на Западе относятся с вниманием и с уважением. У нас же политика - часть бытия, которую невозможно отделить от окружающей хмурой действительности. Вот и стебались как могли. Как представляется, русский андеграунд вырос именно на этих дрожжах.

Потом случилась августовская революция, и наступила ночь. Но стало светло и ясно. Отцы русского рок-андеграунда уселись в мягкие кресла своих «Жигулей» и подавили ждущую и верящую им молодёжь. Думается, что это произошло с отцами от сложившей иллюзии, будто у нас стало всё так, как на Западе: шоу-бизнес и т.п. Здесь всё не так.

И получается, что лидеры бывшего андеграунда вынуждены жить нормативами западного мышления - тусоваться на ТВ, выпускать компакт-диски, устраивать презентации... Официоз и одновременная вуализация принадлежности к официозу - явление настолько ставшее обыденным, что уже даже не тошнит. Нечем. Скука и тоска. И желчь.

У российских рокеров незавидная судьба, тесно переплетающаяся с судьбами политического подполья. Идеи западников, служившие для них идеологической и эстетической подпиткой в 70-80-е, ныне сменяются на русофильские.

Других тенденций не замечено.

Россия в последние три года потеряла всё, что было создано оппозиционной культурой за 70 лет. Началась делёжка калачей. Удивительно, что никто из конкретных лиц этого не ощущает.

Речь просто идёт о так называемом «объективном процессе», тенденции, как в том анекдоте про чукчу, изучавшего программные партийные документы.

Пассажир, сидящий в мягком вагоне мчащегося под откос поезда, вряд ли может обвинить в этом самого себя или соседа по купе...

Трудно обвинять наш несчастный андеграунд в том, что его обитатели - тоже люди, тоже хотят пожить. Их черёд настал. Они бились за свои блага. Они их добились. Можно составлять списки... И как только они будут составлены чьей-то не дрожащей рукой, как сразу придётся признать, что действительно андеграунда у нас нет. Был, да весь вышел.

(Чуваки застыли, открыв рты, в ожидании новых политинструкций).

Остался Летов.

Об этом артисте особый разговор. Он вчера мочил коммунистов, мочил, опредёленно, качественно - как Бог на душу положил. Что с ним стало? Неужели совесть взыграла, решил покаяться?

«Я сам себе оппозиция», - промолвил в своё время Людовик XVI. Жаль, что он не родился королём рок-н-ролла.

Прогноз: через 2 года Егор Летов станет окончательно oпи-«Advisory», политруком.

К счастью, андеграунд обречён. Понадобится как минимум лет 250, чтобы коммунисты и фашисты смогли сочинить идею, за которой пойдут музыканты-рокеры.

Тогда можно будет смело сказать, что Жириновский и Д. Боуи были друзьями и написали рок-манифест «Есть ли андеграунд на Луне?»

А ещё есть версия, что Летова загипнотизировал один нехороший чувак. Я забыл, как его зовут... Вы знаете его.

Эта версия мне по душе. Может, Летов наш? Да в плен попал?

Может, будем выручать? Позовём колдунов заморских? Да всяким нехорошим чувакам наваляем...

Илья Струве

1994 г., «New hot rock», №6

 

Егор Летов: «Идеальное состояние общества - это война»

 

В конце года в Москве, в ДК 40-летия Октября, что на Рязанском проспекте, состоялись концерты «Гражданской обороны». В первые два дня группа отыграла свою электрическую программу. В качестве обычного в таких мероприятиях разогрева выступила московская группа «Огонь». Третий-же день полностью состоял из почти полуторачасовой акустики Егора.

Прошли концерты весьма триумфально, вызвав ставший уже привычным ажиотаж столичной прессы. После того, как некоторому количеству представителей оной всё же удалось пробраться в гримёрку, и состоялась эта импровизированная пресс-конференция.


Дата добавления: 2015-07-10; просмотров: 146 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: И последний вопрос. Как ты думаешь, в каком направлении будет развиваться «ГО», скажем, лет через 10? Чем ты вообще будешь заниматься? | Ты очень хорошо знал Янку. Газеты, в том числе и наша, писали о её нелепой смерти, а что же с ней произошло на самом деле? | Спасибо за интервью, но на какой незаданный вопрос тебе самому хотелось бы ответить? | В чём ты видишь главные причины катастрофы, постигшей ныне наше отечество? | Что бы ты хотел сказать напоследок? | Ты веришь в демократию? То есть вообще она возможна? | Короче, демократии быть не может... | N: Что будет, когда окончится ваша война? | Егор, первый же вопрос - по текущей политической обстановке. Как ты относишься к пропагандируемой преступным режимом, палачами идее «гражданского согласия»? | Не стебёшься ли ты в очередной раз, произнося затёртые идеологическими мудилами великие слова «коммунизм», «рабочий класс»? |
<== предыдущая страница | следующая страница ==>
Как рождаются твои песни?| Каким Вы видите идеальное будущее Руси?

mybiblioteka.su - 2015-2024 год. (0.076 сек.)