Экскурсия на остров Валаам в 1960 году

Не спи, равнодушье - победа энтропии чёрной.

(Ефремов)

/лозунг нашей лаборатории/

Как давно это было…. Была красивая неторопливая ленинградская осень, была середина сентября 1960 года. Листья на кустах и деревьях стали приобретать неожиданные цвета и оттенки и кружась на ветру падать, падать под ноги прохожим. Ребятня с восторгом собирала разноцветные букеты из листьев клёна…. На всех углах шла бойкая торговля арбузами, дынями. Уже было по-осеннему прохладно, но стояла отличная солнечная погода.

Ни меня, ни моих друзей по работе, в тот год на уборку урожая не посылали, т.к. мы на предприятии делали нечто серьёзно и нужное. Нас очень торопили, просили при нашем согласии работать допоздна. В таком ритме мы жили и работали уже с февраля месяца. Уставали, но были так увлечены сутью проблемы, так влюблёны в свою работу, что нас подгонять было не надо… Словом, работали с азартом, с вдохновением. И мы справились с заданием, а нас очень похвалили за стремительность и качество.

Поэтому и у меня, и моих друзей настроение было подстать погоде. Кроме этого, впервые на нашем предприятии премия за хорошую работу была для нас не некоей суммой в ведомости, и не очередной, но очень приятной благодарностью, а яркой строкой в приказе по предприятию. «За досрочное успешное выполнение задания …(суть задания, имена) … наградить экскурсионной поездкой на остров Валаам». А было, от нашего подразделения, таких счастливцев - 14 человек.

Надо заметить, что в те годы рабочая неделя длилась 6 дней, и даже укороченной субботы ещё не было. Экскурсия должна была быть продолжительностью полтора дня. Отплытие вечером в субботу, движение по Ладоге – ночью, днём в воскресенье – экскурсия по острову, вечером отплытие от острова, движение опять ночью, прибытие в город утром в понедельник, т.е. можно и нужно было сразу после экскурсии выйти на работу. Это была по тем временам очень престижная экскурсия, т.к. остров был закрыт для массовых посещений. А легенды об истории острова, судьбе острова и в кругах верующих, и в кругах просто неравнодушных к российской истории людей, - волновали многих. Мы с нетерпением ожидали этой экскурсии.

В субботу, 17 сентября, в день начала экскурсии, нас отпустили по распоряжению директора на 2 часа раньше положенного. Все рванули по домам, оделись потеплее, т.к. нас предупредили, что на острове и на корабле будет холоднее, чем в городе. Все прибыли на пристань во время, утеплённые, одетые как капуста, но у каждого была взята с собой бутылка хорошего вина, типа «муската» или сухого вина болгарского выпуска, запас бутербродов, некоторое количество денег. Опять таки, в те годы, в молодёжной инженерной среде пить крепкие напитки, и тем более водку - считалось дурным тоном. А вот курили, в основном болгарские сигареты, практически все. Основная наша кормёжка (ужин, завтрак, обед и ещё раз ужин) была включена в путёвку. Моя жена посоветовала мне положить в карман цельный лимон со словами: «очень может пригодиться во время качки!».

У причала речного вокзала нас ожидал красавец теплоход «Козьма Минин», новенький, изящный, построенный в ГДР, прибывший в Ленинград на экскурсионную работу. Сегодня он должен был идти в свой первый рейс.
Всем моим товарищам в то время было примерно по 30 лет, мы были не избалованы жизнью. Наверно поэтому этой поездке радовались как дети. При посадке на теплоход оказалось, что нашей компании достались места 3-го класса (т.е. каюты на 4 человек, аналогичные купе в поезде, но только более комфортные), а нашей семейной паре Тамаре и Сергею Пилькиным – в виде исключения - великолепная двухместная каюта 2 класса. Мы все уже были семейными людьми, но по правилам того времени муж и жена не имели права работать на одном предприятии. А вот Тамара и Сергей познакомились и поженились, уже работая вместе, а как поступать в этом случае - начальство ещё не придумало.

Прошла суматоха посадки, мы расположились на отведённых местах в каютах, поднялись на палубу, стали рассматривать берег, теплоход. Все притихли немного…. Чистый воздух, тишина, ожидание чего-то необычного…

Раздалась команда на отплытие, зазвучала, популярная в то время мелодия вальса «Над крышами Парижа», мы увидели, как берег стал медленно удаляться, уходить назад, заструилась вода за бортом. Шум двигателя был совершенно не слышен, тихая вода на Неве … Красотища!

По корабельной трансляции поступила команда на ужин, но вокруг было так хорошо, что многие ужин проигнорировали, и стояли как зачарованные у борта, не могли оторваться от красот проплывающих берегов. Вот уже остались вдали бесконечные признаки города, по берегам появились леса, перелески, луга. Мы впервые увидели Неву с борта корабля, оказалось, что она извилиста, что не все берега её одеты гранитом, а покрыты чистым песком и окаймлены раскидистыми деревьями, кустарником. А мы-то видели песок на Неве только на пляже у Петропавловской крепости…. Удивлялись, радовались….
Наконец, успокоившись, решили собраться своей компанией и отметить начало нашего путешествия. Долго искали место, но оказалось, что мы не оригинальны, что все разумные места на корабле уже заняты компаниями из других подразделений. Тогда поступило предложение – всем собраться у Пилькиных! Раздалось «УРА!», все взяли свои домашние запасы и устремились в двухместную каюту Пилькиных. Нас объединяло очень многое. Мы были дружны между собой, все любили фантастику, танцы, песни, были очень увлечены своей работой. Без конца спорили о перспективах миниатюризации радиоэлектронной аппаратуры, о будущем микроэлектроники (термин уже существовал), словом тем для общения было много – премного.
Стали размещаться…. Всё-таки это была только двухместная каюта. Решили так: сами Пилькины будут сидеть у окна каюты за столом и дирижировать раздачей вкусностей и вин; за ними заходят в каюту самые негабаритные люди и садятся на спинки диванов по бокам каюты; затем заходит ещё группа и садится на диваны обыкновенным образом, и напоследок, на пол в проходе каюты уложили валики от диванов, на которые оставшиеся 2 человека сели как на коня. И ведь все 14 человек разместились в двухместной каюте, и как мы были тогда счастливы, душевно близки друг к другу.

Началось пиршество, продолжавшееся до часа ночи. Бесконечные тосты, студенческие песни, технические споры – всё смешалось, всё пролетело мгновенно, времени мы не чувствовали. Но вот всем захотелось покурить,
Мы обратным порядком все рассредоточились, закурили, продолжили разговоры. И здесь время шло незаметно, но в одну из пауз в разговоре, я обратил внимание, что ветер силён, а в свете прожекторов теплохода на волнах видны немалые беленькие барашки. В прошлые годы я уже несколько раз был в Сочи, видел непогоду на море, поэтому глубокомысленно высказался, что вообще-то такие барашки на воде говорят о волнении не менее 4-5 баллов. Меня немедленно подняли на смех, и мы решили спросить у матросов, что это за барашки. И вот мы отпустили поручни, и … в следующую минуту нас понесло вдоль борта….

Тут уже нам стало не до смеха. Когда мы попали в общий салон, то увидели, что на всех диванчиках лежат побледневшие люди, которые не могут переносить качку. Креномер в салоне показывал наклон корпуса уже практически на красной черте. Поймали одного, очень неконтактного матроса, который всё же объяснил, что на Ладоге сильный шторм, что наш корабль имеет очень большую парусность, поэтому крен столь велик и вообще – шли бы мы … по своим местам, и не мешали бы команде. Мы были веселы, беспечны, поэтому пожали плечами, махнули рукой людям, страдающим в салоне, и решили пойти спать. Я устроился на своем месте, вспомнил о лимоне, достал его, надкусил, пососал его, мысленно поблагодарил Маришку за заботу и уснул.

Проснулся я от гомона в коридоре. Выглянул в иллюминатор, и увидел некий кусочек берега, нагромождение большущих камней, скалы, сосны высоко-высоко на скалах. По трансляции нас пригласили на завтрак, который оказался очень вкусным и обильным. После завтрака по сходням сошли на берег. На улице оказалось очень ветрено, но не холодно, мы закурили и стали ждать команду идти на экскурсию. Время шло, а никто нас никуда не звал. Наконец мы обратили внимание, что стоим не на пристани, а у какого-то причала, сходни брошены просто на берег. Перед нами высокий скалистый берег, и нет следов цивилизации. Что-то это нам не понравилось. А тут вскоре, недалеко от нас, причалил ещё один теплоход - «Крупская», и тоже с экскурсантами.

Уже скоро выяснилось, что неожиданно для всех и вопреки метеопрогнозу поздно вечером на Ладоге разыгрался сильнейший шторм, что ночью утонул буксир с баржей, что капитанам экскурсионных судов была дана команда не огибать Валаам, не идти к экскурсионному причалу, а идти в тихую бухту с другой стороны острова. Нам стало понятно, что с осмотром острова будут проблемы. Энтузиасты экскурсий всё же решили собраться на берегу, где проявившийся экскурсовод предупредила, что нам придётся несколько километров идти пешком до интересных мест. Но, как говорят, – «охота пуще неволи». Мы шли долго, осматривали разные скиты, часовенки, церкви, видели запустение, остатки бывших садов, С каждым новым осмотром впечатление становилось всё более тягостное. Мы не смогли, из-за усталости и испорченного впечатления, дойти до основного церковного комплекса, до экскурсионного причала. Поняли, что жить на острове конечно можно было, и с житейской точки зрения даже очень не плохо, но чувства священного трепета, благодати, – которая обычно возникает при посещении намоленных мест, храмов – здесь не возникало, было жаль трудов многих поколений монахов, благоустраивавших монастырь, сады и остров. Атеизм здесь себя проявил такой разрушающей силой, что интерес к экскурсии пропал. Правда, экскурсовод сказала, что на острове есть несколько монахов, но по просьбе церкви их кельи не показывают.

Началась скучная дорога обратно на корабль. Бесконечные гранитные глыбы. Я не люблю хаос камней. Глаз радовали только островки буйной зелени, т.к. микроклимат на острове особенный.

Вернулись уставшие, так как по острову мы прошли многие километры. Обед нам на камбузе оставили, обед был очень вкусен, настроение поднялось, но усталость взяла своё, мы расползлись по каютам и уснули. Друзья разбудили всех к ужину, который опять был очень хорош, но в разговорах стало ясно, что сейчас (а на часах уже было 8 часов вечера) мы из бухты никуда не уйдём. Официальных объявлений всё не было, и не было. Началась нервотрёпка. Из-за неявки в положенное время нам на работе могли грозить неприятности, и не малые…. Но переживали ситуацию мы не долго. Тёмный вечер, танцплощадка на палубе, отличный подбор танго, вальсов, фокстротов в радиорубке, возможность опять собраться в каюте у Пилькиных сделали своё дело. Все развеселились, в буфете корабля купили необходимое и опять отлично провели вечер.

И настало утро. День второй. Мы всё ещё стояли у Валаама. На завтрак получили кашу с маслом, по кусочку хлеба и никаких сыров, колбас, яиц. Вскоре к нам вышли повар, руководитель экскурсии и капитан. Рассказали, что, так как теплоход только что пришёл из ГДР, так как наша экскурсия была задумана единственной, то в кладовых корабля запаса продуктов нет. Повар будет мудрить, но просит нас не бунтовать, т.к. еда будет более чем скромная. Наверное, из-за того, что мы были молоды, мы отнюдь в уныние не упали. Кто-то из друзей быстренько организовал сбор наличных денег, на них купили в буфете всё, что было съедобного: печенье, шоколад, какие-то пирожки, и конечно вина, насколько хватило средств. Жизнь потекла размеренно. Обед и ужин были, но скромные и по содержанию, и по количеству. Времяпровождение не отличалось оригинальностью. Днём побродили по скалам, поглядели с утёса на бушующую Ладогу, вечером опять потанцевали, попели, поспорили, попили согревающих напитков в уютной каюте Пилькиных, и, с ощущением очень нестандартной ситуации, расползлись по своим каютам спать.
Но мне не удалось заснуть… Я блокадник, чувство голода уходит от меня за едой очень медленно, поэтому я решил побродить по палубе до поры, пока сон меня не сморит. И вот, во время хождения по палубе набрёл я на окна камбуза. А за приоткрытым окном камбуза, на сковороде, лежала горка жареной картошки… Она была приготовлена для дежурных на вахте, но мне вдруг так захотелось есть…. И вот, я, господин – блокадник, первый раз в своей жизни не выдержал, сходил на берег, нашёл прутик, и с его помощью начал пытаться через окно нацепить кусочек картошки на прутик. Не повезло … А потом и совесть заговорила. Ушёл… Господи! Как мне тогда был нужен этот кусочек картошки! Лёг спать, прижав кулаки к желудку, чтобы заглушить чувство голода, и в какой-то момент уснул.

И вот настал день третий! Мы по-прежнему стояли у острова Валаам, в бухте, защищённой от ветров. По прежнему рядом с нами стоял теплоход «Крупская». Завтрак был опять очень скромный, но уже без хлеба. Во время завтрака к нам обратился за помощью повар. Он попросил женщин походить по острову и собрать грибов, мужчин просил раздобыть картошки (предполагалось, что мы пойдём её покупать у местных жителей). Рассказал, что у него много растительного масла и лука. Обещал нам приготовить и суп, и вкусное второе, но предупредил, что хлеба у него нет совсем. Идея была встречена на ура!

До выхода на поиски продуктов к нам пришел капитан, попросил составить список экскурсантов с указанием домашнего адреса и телефона. Оказалось, что на нашем корабле во время шторма вышла из строя радиостанция, поэтому наш капитан договорился с капитаном корабля «Крупская», что они пошлют в Ленинград по всем адресам экскурсантов телеграммы с одинаковым текстом: «Задержался непогодой». И эта новость была встречена со смехом. Списки составили, отдали капитану, а сами пошли в поход за картошкой. С собой взяли два крепких мешка. Искали, честное слово искали, кого ни будь из местных жителей, кричали «ау!», но кругом была тишина, полное безлюдье… Тогда, на свой страх и риск, мы стали подрывать кусты картофеля на поле ближнем к нам. Решили, что брать будем только по одной картофелине с куста. Долго ли, скоро ли, но два мешка картошки на корабль принесли. Девчата пришли позднее нас, но принесли столько белых грибов и подосиновиков, что повар тихо охнул.

А тут вдруг и диво–дивное случилось, над нашим кораблём закружил вертолёт, а с него на тросе, на берег нам спустили хлебушек и многое другое, очень полезное для экскурсантов. Несмолкающие крики восторга…

Скоро и трансляция заговорила, что через два часа – обед! Это был праздник души и желудка! Потом сон на сытый желудок, и прочая благодать…

А каков был прощальный вечер, как мы танцевали, как мы были счастливы, что всё так интересно и удачно получилось! Мы любили Ладогу, любили её волны, любили друг друга, любили весь мир.

Наконец, около 22 часов трансляция опять ожила и прохрипела, что через час теплоход отходит на Ленинград. Всех накрыла волна радостного нетерпения... Были хлопоты матросов на берегу, затем убрали сходни, начался обратный переход по озеру домой. Дальше всё было, как положено, мы усталые - ночью спали, к пристани в Ленинграде прибыли утром четвёртого дня, сошли на берег, но т.к. Ладога ещё от шторма не успокоилась, то нас изрядно качало.

На пристани мы собрались своей компанией в кружок, все обнялись для устойчивости на матушке земле, и … на вопрос: «А хотим ли мы ещё съездить на экскурсию на Валаам?» дружно прокричали: Да! Да! Да! И только в сентябре!!!

К сожалению, в те годы фотоаппараты для нас были редкостью, поэтому фотографий, о таком путешествии не осталось ни у меня, ни у друзей.

На работе, нас встретили как героев, т.к. сильно преувеличенные слухи о страшном шторме на Ладоге уже всем были известны, за нас переживали, волновались. А мы были горды собой, были очень довольны всем произошедшим. А уж «страшных» рассказов мы выдали таких!!!

Словом как хорошо, что всё так хорошо окончилось.

Симонов Ю.А

Санкт-Петербург

1960 - 2014 г.

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 23 | Нарушение авторских прав

Мы предлагаем интересную экскурсию по краеведческому музею с выездом на лабиринты и лечебные камни. |

mybiblioteka.su - 2015-2024 год. (0.011 сек.)