Скандинавия слева по борту

СКАНДИНАВИЯ СЛЕВА ПО БОРТУ

В. Галашев

Э то плавание, посвященное 40-летию Великой Победы, было шестым нашим плаванием под девизом «Кильватером славы». В честь этого на эмблеме перехода, изображенной на борту, рядом с крупной надписью «Гренада», нарисовали еще одну – уже шестую – звездочку. Впрочем, можно было считать и иначе. Каждая звездочка – 1000 миль, а за кормой «Гренады» в походах «Кильватером славы» более 6000.

Маршрут на этот раз сверхдальний. Предстояло замкнуть кольцо: Архангельск – вокруг Скандинавии с заходом в Олесунн (Норвегия) – Росток (ГДР) – Гдыня (ПНР) – Ленинград – Беломоро-Балтийский канал – Архангельск. За отпуск не уложиться, поэтому разбиваем путь на два этапа со сменой экипажей в Ленинграде. Мне доверено вести яхту на первом этапе, Павлу Полякову – на втором.

Итак, впереди 3000-мильный переход. До нас этим путем советские яхтсмены ходили 50 лет назад, но они шли на север – с попутными течениями. Нам же придется идти с севера на юг, преодолевая мощь Гольфстрима.

Яхта «Гренада»

Мы – это, в данном случае, пять яхтсменов, составивших экипаж на первом этапе: капитан В. Галашев, первый помощник – З. Липшиц, старпом – П. Дедков, радист – В. Татарников и матрос Н. Прибылов. За плечами каждого из нас были те самые 6000 миль, упомянутые в начале рассказа. Однако нашу подготовку снова и снова проверяли на всевозможных уровнях. Наконец капитаны и старпомы обоих экипажей сдали строгий экзамен на безопасность мореплавания капитану порта, судовые роли были оформлены. 16 июня яхта прошла ходовые испытания с проверкой всего оборудования и снабжения, залили в цистерны 120 л. дизельного топлива и 138 л. воды, приняли необходимый запас продовольствия и доложили о полной готовности к выходу в море.

Конечно, волнений при проводах утром 22 июня было больше, чем обычно. Нам пожелали счастливого плавания и семи футов под килем секретарь парткома СМП Л.Н.Скарабевский, председатель ДСО «Водник» В.М.Зубарев, «душа» и наставник всех наших походов Г.Т.Дедков.

«До встречи в Ленинграде!» - распрощались мы со вторым экипажем «Гренады».

В 10 дня мы отошли от родного причала. А ровно через полтора часа, когда «Гренада» находилась еще на Соломбальском рейде, началась полоса «стартовых» неприятностей. Лопнула пружина топливного насоса только что проверенного-перепроверенного дизеля. Ремонтируем на ходу под парусами. Если до того, как мы поставили грот и стаксель (это 37,5 м² парусности), ветер был попутным, то теперь он меняет направление на все 180° и при том свежеет. Крутая встречная волна. Яхту изрядно раскачивает. Следуем под зарифленным гротом и лавировочным стакселем…

К следующей ночи ветер так же неожиданно «скисает», и при том скисает настолько, что приходится запускать наш 7-сильный «МD-1». Тут же на нем разлетается клапанная пружина и снова начинается ремонт. Яхтсмены-крейсерщики хорошо представляют себе, что такое ремонтировать двигатель в «недрах» яхты, беспомощно раскачивающейся на большой волне. В мучениях проходит полтора часа, пока дизель наш, наконец-то, начинает работать.

На третий день похода вырисовывается неприятность, перед которой все предыдущее мелочи даже не стоило бы упоминать. Захар Липшиц жалуется на постоянные боли в пояснице – обострение радикулита. Понимая, что всем тяжело, он с трудом одевается и вахту на руле не пропускает. (Кстати сказать, вахты мы

распределили так: 4 часа – штурманская вахта, 4 часа – на руле, 12 часов – отдых.) Встает Захар с большим трудом. Имеет ли смысл его дальнейшее участие в плавании? Сможем ли мы вести «Гренаду» оставшись вчетвером? Откладывать решение вопроса нельзя, решать его надо срочно – пока мы не вышли из своих территориальных вод…

Взвесив все «за» и «против» принимаем решение. Связываемся по рации с маяком Терско-Орловский и вечером того же дня на рыбацкой лодке везем своего товарища на маяк, договорившись, что с первым же попутным судном его переправят домой – в Архангельск.

Оставшись вчетвером, перераспределяем вахты. Теперь на отдых каждому остается только по 8 часов. Выдержим ли? В ответ на тревожный запрос из Архангельска, через теплоход «Саша Бородулин» сообщаю: «следуем по маршруту перехода четырьмя членами экипажа». Нам понятно волнение и беспокойство тех, кто там, на берегу, думает о нас, но на борту «Гренады» предложение вернуться даже не обсуждалось. Все полны решимости идти вперед и только вперед.

Рано утром 26 июня уже с некоторым отставанием от графика снялись с якоря. Мы находились в том районе, где в тяжелые годы войны погиб теплоход «Аргунь». По традиции последних лет почтили память героев-моряков – приспустили флаг, дали салют из ракетниц, зажгли фальшфейер. На траверзе п-ова Рыбачий, самой западной точки нашей Родины в Баренцевом море, мы точно так же почтили память погибших здесь СКР «Туман», транспортов «Онега», «Революция» и «Тбилиси».

Если в 1983 г. мы проходили Рыбачий в сплошном тумане, то сейчас имели возможность определяться по маякам и уверенно ставить точки своего местоположения на карте. К концу дня 29 июня пересекли морскую границу СССР, лаг отсчитал уже 555 миль.

Несем два стакселя на обоих штагах. Яхта легко идет полным курсом, скорость временами превышает 7 уз. Заметно поднимается настроение у всех четверых. Кончились все опасения и трудности, вызванные штормовой погодой первых суток пути. Мы поверили окончательно в то, что переход состоится и закончится успешно. И хотя сильнейший заряд дождя и мокрого снега надолго накрыл «Гренаду», это нисколько не могло испортить нашего радостного самочувствия.

Похолодало. Мы постоянно сушили перед газовой горелкой запасной комплект меховых рукавиц для рулевого. Надели на себя всю теплую одежду, которая была припасена, но жарко не было.

Следующая важная веха: около 4.00 утра 1 июля миновали мыс Нордкап – самую северную точку Европы. Над высоким черным мысом в несколько ярусов висели тучи. Здесь, в шхерах Северной Норвегии, скрывались во время войны фашистские субмарины, дожидаясь своего часа, чтобы волчьей стаей набросится на очередной конвой. Много написано книг, поставлено фильмов о героических моряках, доставлявших в северные порты нашей страны оружие и продовольствие. Об этом самоотверженном подвиге мы слышали немало рассказов из первых уст.

За пару дней до выхода «Гренады» в море у нас проходила традиционная VII встреча участников конвойных операций на Севере. Путь конвоев – огромная Дорога жизни, оплаченная жизнями тысяч известных и безвестных моряков. Удивительно, почему до сих пор нет ни одного памятника им? Впрочем, огромное рельефное изображение редкого значка «Участник плавания в конвоях» стало недавно украшением одного из самых высоких зданий праздничного Архангельска, напоминая горожанам и гостям города о славных делах военных лет. На парадной пристани открылся специальный музей, рассказывающий о том, как моряки СМП делали все возможное и невозможное, шли на верную смерть, чтобы приблизить День Победы…

Нельзя сказать, что мы «не пользовались вниманием». Сначала нас долго снимали кинокамерой с «чужого» военного вертолета, зависшего прямо над клотиком мачты. Затем, следуя буквально в 50 метрах от яхты, нас сопровождал корабль под флагом Норвегии. Все корректно – только молчаливое любопытство.

Постепенно наш курс становился все более близким к южному. Несем грот и обе генуи. При ходе на фордевинд при значительном волнении у нас несколько раз перебросило грот. Чтобы не рисковать, мы его убрали. В это время сразу три карабина на новом стакселе отцепились. При попытке убрать этот стаксель один карабин зацепился за оба штага. Парус не поднять и не убрать. Подниматься на мачту на такой волне не решились. Пока пытались рывками снять парус, раздался треск – великолепный новый стаксель порвался. Необходимо отметить, что новый комплект парусов из лавсана очень удачно скроен. Новые паруса тянут гораздо лучше, чем старые, но качество карабинов явно оставляет желать лучшего. Сам материал новых парусов менее прочен, чем дакрон старых, поэтому при сильном ветре мы использовали более тяжелые старые паруса, уже изрядно потрепанные в предыдущих походах.

В конце того же дня 1 июля показались радиомачты возвышенного о-ва Ванней в окружении нескольких небольших островков. Согласно плану это – первый пункт нашего захода. Идем под гротом и спинакером, скорость 4,5 уз. Лаг показывает, что пройдено уже 827 миль. После небольшого совещания решаем на Ванней не заходить. Запасы воды, топлива и продовольствия позволяют преодолеть 600 миль, отделяющие нас от следующего пункта захода – порта Олесунн. Тем более – погода и ветер благоприятствуют, а отставание от графика составляет трое с лишним суток.

3 июля ветер стихает до 1 – 2 баллов. Дождь и туман скрывают берег настолько, что визуально определиться невозможно. Берем радиопеленги с помощью нашего испытанного «Баркаса», который не раз выручал нас в трудную минуту. Штиль длится несколько дней. В союзе с дождем это действует на нервы. Появляются первые признаки усталости. Мы бдительно следим за настроением друг друга, сразу же стараемся ликвидировать поводы для любых возможных конфликтов.

Временами туман рассеивается, подножия гор возникают почти рядом. Такое впечатление, что идем вдоль самого берега. Мерно стучит дизель, так как ветер

продолжает испытывать наше терпение. В полдень 5 июля заливаем предпоследнюю канистру топлива. Остаток воды: 60 л.

Поразились странному обстоятельству. Наше счислимое место постоянно не совпадает с обсервованным: то оказывается значительно правее от курса, то левее. Лофотенские острова, видимо, решили подтвердить свою мрачную славу «таинственных», повелевающих «страшными» круговоротами. Сказываются одновременно и значительная магнитная аномалия от 0° до 13°, и сильное круговое течение, вырывающиеся из залива Вест-фьорд. Постоянно приходится определяться по вершинам скал на островах и вносить поправки. В 23.00 5 июля прошли маяк Скомвер на южной оконечности Лофонтенских островов. Дальше наш путь пойдет вдоль шхерной опушки норвежского берега.

На следующий день, наконец-то, задул северо-восточный ветер со скоростью до 5 уз. С энтузиазмом занялись генеральной приборкой, вытащили на просушку диваны, спальные мешки и прочие вещи. Яхта стала напоминать цыганский табор.

7 июля через т/х «Петровский» передали радиограмму в Архангельск: поздравили всех работников СМП с праздником – Днем работников морского и речного флота. У нас на борту тоже праздник – Володя и Николай приготовили очень вкусный обед, настроение у всех отличное.

Впервые за время перехода зажгли ходовые огни. Впрочем, видимо, от длительного безделья огонь не зажегся. Пришлось искать причину и ремонтировать его. За весь следующий день при слабом северо-западном ветре (1 – 2 балла) и высоте волны 2 – 3 м. «Гренада» с трудом преодолела 71 милю. Туман, видимость не более 1 – 2 миль. Идем по счислению, уточняя свое место по радиопеленгам.

Утром 9 июля открылся берег, по которому за три дня мы успели порядком соскучиться. Входя в территориальные воды Норвегии, подняли, как положено, на флагофале государственный флаг этой страны. Пытаемся вызвать лоцманскую станцию, в ответ одно лишь молчание: судя по всему, наша «Ласточка» не работает.

Дальше идем под двигателем. Пролив Брейдсунет – узкий, лавировать в нем под парусами было бы опасно. Пролив сжимают серые скалы, вершины которых скрыты облаками. Что-то вечное, неумолимое ощущается в самом виде этих неприступных скал. Если с моря побережье Норвегии кажется пустынным и безжизненным, то здесь мы видим, что в шхерах жизнь бьет ключом. Непрерывно во всех направлениях снуют рыболовные суда, паромы, буксиры, катера и яхты.

Само значение Олесунна определено природой – удобные бухты, глубоководные проливы, непосредственная близость к ожвленному морскому пути вдоль берегов Норвегии. Город расположен на нескольких островах, объединенных мостами и паромными переправами. Это крупнейший порт северо-западной Норвегии, ежегодно его посещают 16 тыс. судов. Стоит сказать, что в настоящее время это еще и один из главных европейских центов по переработке рыбы, имеющий рыбный порт с доками и современными причалами.

Все встреченные яхты дружески приветствуют нас. Попытки установить радиосвязь с капитаном порта оказываются напрасными. Принимаем решение следовать в гавань Индре-Хавн, где должна быть расположена его контора. На углу причала видим автомобиль, который сигналит фарами. Автомобиль развернулся и пошел вдоль набережной параллельно нашему курсу. Он подвел нас туда, куда мы направлялись. В 23.00 9 июля мы стали на якорь у старого рыбного причала, напротив набережной Скансекая, к которой непрерывно швартуются морские паромы. Подняли на флагофале карантинный флаг. Отсчет лага – 1460,6 мили.

К тому времени, когда порт Олесунн в конце-концов отозвался, уже было совсем поздно. Местные яхтсмены отвели меня и Володю, наиболее свободно владеющего английским языком, к дежурному диспетчеру, но у него мы смогли выяснить только то, что уже никого нет и все надо отложить до завтра.

Первое, что мы увидели утром, были прогуливающиеся по молу парочки молодых людей, которые с любопытством рассматривали «Гренаду». Это была первая советская яхта, зашедшая в Олесунн. Около 8.30 на яхту прибыл сам капитан порта Кнут Юхан, небольшого роста приветливо улыбающийся человек. Он любезно пригласил нас в свою контору, где мгновенно оформил приход. Нам сообщили, что «Гренаду» ожидают с 5 июля. Кнут Юхан нашел время коротко рассказать о порте Олесунн и подарил на память красочный буклет. Когда мы в ответ вручили ему вымпел СМП, он очень удивился и стал выяснять, какая может быть связь между пароходством и яхтой, принадлежащей профсоюзу? Узнав, что нам необходимо получить топливо и воду, он вызвал по телефону судового агента. Услыхав, что наша потребность примерно 60 л. дизельного топлива, оба расхохатались…

По телефону мы связались с Архангельском, сообщили, что выходим из Олесунна на Росток. Г. Дедков поздравил нас, сообщил, что «дома у всех все нормально», пожелал дальнейшего спокойного плавания.

На причале нас поджидал лоцман Уно. Он уверенно взялся за румпель, «Гренада» под парусами лихо пошла к о. Рунде – на выход в море. Он дал хорошую оценку яхте и ее парусам. Когда, изрядно озябнув, лоцман спустился в каюту на чашечку «русского чая», завязалась непринужденная беседа. Нас интересовало, как и чем живут жители Олесунна. Уно рассказал, что русские рыболовные суда часто заходят сюда для ремонта, только что здесь производились съемки совместного советско-норвежского фильма «И на камнях растут деревья»…

11 июля «Гренада» распрощалась с Норвежским морем и вошла в воды Северного моря. Оно сразу же показало свой суровый характер. Ветер юго-восточный 10 м/с, высота волны до 5 м. Идем под штормовыми парусами в лавировку. Скорость ветра достигает 17 – 18 м/с, высота волн возрастает до 8 м.

Яхта преподнесла нам приятный сюрприз. Без вмешательства рулевого она спокойно справлялась с этими огромными волнами, где нужно уваливаясь, где нужно приводясь. Любые действия рулевого лишь мешают, вызывая появление на палубе волны, заливающей человека с головой. Несмотря на то, что рулевой неизменно облачался в рыбацкий рокан или еще более «надежный» химкомплект,

после вахты все дружно помогали ему стаскивать с себя насквозь мокрую одежду. Без перерыва жгли газовую горелку, чтобы хоть немного подсушить одежду перед очередной вахтой. Каюта напоминала парную баню, влажный воздух пропитал все, что могло впитывать влагу.

Только в каюте можно было отдохнуть от постоянного свиста ветра. Наверху приходилось не разговаривать, а кричать, иначе тебя никто не слышал. Наблюдая за спокойно плававшими на воде чайками, мы удивлялись – как им удается не попасть под волну. Кажется гребень пены сейчас опрокинется на чайку и накроет ее, но нет – через какой-то момент она поднимается на следующей волне как ни в чем не бывало. Примерно так же ведет себя на волнах и наша «Гренада». Средняя скорость яхты упала до 2 уз. Вынуждены дать (по-прежнему – через встречное советское судно) радио: «Попали в циклон, потеряли из-за него много времени. Сообщите в Росток о нашей задержке по метеоусловиям».

Лишь 14 июля ветер затихает. Пытаемся просушить одежду и яхту, но ничего не получается, так как мешают идущий временами дождь и постоянный плотный туман.

Ветер стихает окончательно – полный штиль. Запускаем двигатель. Экипаж отдыхает после четырехдневной изнуряющей «болтанки», которую преподнесло нам Северное море. 16 июля прошли маяк Линнеснес – самую южную точку Скандинавского полуострова. Входим в пролив Скагеррак. Высота волны 2 м. Отличная солнечная погода. Наше очередное сообщение гласит: «Координаты 57°40'5" сев. 9°36'5" вост. Настроение отличное. Необходимо продлить отпуска две недели свой счет».

Идем вдоль берега с песчаными дюнами, множество загорающих, цвет воды – голубой. Чем-то все это напоминает Черное море. Неожиданно входим в серую полосу воды, в которой проплывают канистры, пленки и прочий мусор…

Прикинули вариант пути через пролив Зунд, Ветер будет более благоприятен, но не исключена возможность, что он затихнет и при большой плотности движения в узком проливе в темное время суток идти будет опасно. Действительно, в темноте здесь двигаться плохо. Однажды мы долго пытались уточнить свое место по характеристикам мигающих береговых огней и никак не могли «уловить систему», пока не подошли совсем близко и не увидели, что это вспышки фар автомашин.

Вот характерная запись тех дней: «20 июля, 8.00 – штиль, видимость нулевая, к тому же – сильный ливень. Оставив на вахте Николая, легли в дрейф. В 10.00 ударил шквал с севера, КК-180°, двинулись дальше. К полудню при ровном попутном ветре поставили спинакер. Вошли в пролив Большой Бельт, отсчет лага 2170,8».

Черные волны налетали из темноты и с шумом пробегали под яхтой, норовя развернуть ее лагом. Николай уже устал, ждет не дождется, когда его сменят на руле. нужно дойти до вестового буя, который слабо подмигивает по курсу. Кругом темнота, озаряемая вспышками молнии, где-то на западе буйствует гроза. Пора! Надеваю рокан и, наскоро перекусив, вылезаю в кокпит. Николай охотно

сдвигается в сторону, освобождая место, буквально из рук в руки передает румпель. Теперь ему отдыхать. Как ни суровы условия на яхте, как ни надоела постоянная сырость в носовом кубрике, но после вахты так приятно растянуться на койке, особенно если яхта идет без большого крена. Слышу: «Володя, вставай!» - это Николай будит Татарникова на штурманскую вахту, а заодно освобождает себе нагретое место. Весело закипает чайник на камбузе. Заспанный Володя вылезает наверх и долго всматривается в непроглядную темень: «Где это мы?».

«Завтра, по идее, будем в Ростоке, - отвечает Николай, уже поднаторевший в навигации. – Это ближе к дому. И вообще, здесь уже веселее!».

Действительно, дальше было веселее. 21 июля мы пришли в Варнемюнде. Много и долго можно было рассказывать о старых немецких городах Варнемюнде и Ростоке, о здешних достопримечательностях. Незабываемая финская баня на теплоходе «Иван Шадр», к которому мы ошвартовались в порту. Но самое сильное впечатление оставило гостеприимство наших друзей из Союза свободной немецкой молодежи и международной молодежной организации «Мост дружбы», объединяющей моряков и портовиков ГДР и СССР.

В заключении торжественной встречи с нашим экипажем один из руководителей райкома СЕПГ Аксель Гетц сказал: «Такие походы под парусами мира, как ваше плавание на «Гренаде», служат делу мира, укреплению единства и дружбы наших народов. Нужно сообща приложить все силы, чтобы современная молодежь не познала ужасов войны. И укрепление экономической мощи наших стран – залог успешного сохранения мира на земле».

Затем мы пригласили участников встречи посетить нашу яхту. Вечером над «Гренадой» звучали вперемешку «Катюша», народные немецкие песни, «Прощайте скалистые горы». Много рассказов было о фестивале молодежи и студентов в Москве, на который от ГДР поехала делегация в 60 человек. Гости-моряки сказали, что непременно посетят Архангельск с ответным визитом на яхте.

Еще два дня пути – и 26 июля мы встаем у причала яхт-клуба «СТАЛ» в Гдыне. Отсчет лага – 2568. И снова – интересные встречи, искреннее радушие встречающих, только язык другой – польский. Побывали мы на борту «белого фрегата» - старого учебного парусника «Дар Поможе». Теперь это корабль-памятник. В яхт-клубе зашли на стоявшую рядом польскую яхту и познакомились с ее капитаном – Збигневом Островским. Он недавно вышел на пенсию после многих лет работы на судоверфи «Стоги» в Гданьске, где и была построена наша «Гренада». Мы не могли удержаться от вопроса: «Как вы оцениваете возможности яхты постройки 1974 г. после пяти лет плаваний в Арктике?» Збигнев ответил, что запас прочности у нее есть и довольно большой. С небольшими доработками на яхте этого типа «Мазурек» совершено одиночное кругосветное плавание…

Утром 31 июля вошли в воды Финского залива. Ясная и солнечная погода приветствовала нас, ветер с юга 2 – 3 балла. О чем еще можно мечтать? До цели похода какие-то 170 миль! Ставим нарядный цветной спинакер. Начинаем генеральную приборку. Экипаж моется, бреется и всячески приводит себя в порядок, благо вода в заливе мягкая и вполне пригодна для умывания. Все с нетерпением смотрят вперед: «Где же он, остров Котлин?».

В 20.30 1 августа подходим к лоцманскому судну «Ленинград».

Оба экипажа на палубе «Гренады» в момент торжественной встречи по окончании плавания

Радиостанция «Причал» безмолвствует – сели аккумуляторы. Подключаем ее на время к аккумуляторам сети освещения, связываемся с портнадзором и получаем разрешение своим ходом следовать Морским каналом в Гутуевский ковш, к причалу № 8. От лоцмана отказываемся. Лишь бы не ждать – давно уже все наши мысли там, на берегу, в городе-герое Ленинграде.

Рано утром следующего дня швартуемся рядом с теплоходом «Рудольф Самойлович». Последний взгляд на счетчик лага: 3152,4 мили прошла «Гренада» по голубым дорогам пяти морей. Было в тот день не до сна. В 9.15 нас уже разбудили с трудом разыскавшие «Гренаду» представители второго экипажа Паша Поляков и Игорь Львов.

Архангельск

1985 г.

Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 29 | Нарушение авторских прав

Бывало, в летние вечера он надевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с ружьем выходил в поле по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле, слезал на землю, 5 страница | Как быстро получить в разы больше денег от своего бизнеса?

mybiblioteka.su - 2015-2024 год. (0.017 сек.)