Абхазия была щедрой и непонятной. Здесь веками слагался удивительный быт, страна была закована в него, как в кольчугу.

К. Паустовский «Повесть о жизни»

Вот уже четвертый раз я приезжаю в эту удивительную страну – Абхазию. Перехожу мост через пограничную реку Псоу и, пересекая вполне реальную границу, я вхожу в невидимые двери в фантастический, красивый, необыкновенный до парадоксальности мир, резко отличающийся от огромного мира на другом берегу реки.

В Абхазии все иное: и море, и близко подступающие к нему горы, и люди, и дороги, и все-все-все. К Абхазии невозможно привыкнуть, невозможно перестать удивляться и радоваться ей. Пейзажи, мелькающие за окном машины, каждый раз прельщают, как увиденные впервые. Наверное, поэтому Абхазию называют: «Древняя, но вечно молодая».

Абхазия – страна древней истории, бережно хранимых традиций и самобытной культуры.

Абхазия – земля гостеприимных людей. На всякого гостя здесь смотрят как на Божию благодать, тем более на детей. Абхазская поговорка гласит: «Гость в доме – Бог в доме».

Абхазы называют свою родину «Апсны», что означает «Страна Души» - и это действительно так!

В этот сказочный и удивительный мир посчастливилось окунуться нам на новогодние каникулы. Нас было 13 взрослых и 9 детей от 0 до 7 лет. Нас принял в своем доме Алыкса Агрба, местный аксакал, патриот своей страны и традиций. С огромным восторгом он встретил нас с таким большим количеством детей. У него у самого 3 дочери и он всегда мечтал о сыне, а тут к нему приехало сразу 8 мальчиков и 1 девочка.

Почти все дни непрерывно шел дождь, что совершенно не характерно для Абхазии в этот период времени. Можно сказать, нам удивительно не повезло. Но, несмотря на это, настроение в группе оставалось позитивным, мы почти не изменили свои планы по посещению культурных достопримечательностей, а даже и побывали в тех местах, в которых и не планировали побывать. Программа выезда была очень насыщенной. За 10 дней пребывания в Абхазии мы посмотрели больше, чем посмотрел бы обычный турист и за несколько поездок! Мы были даже там, где сам Алексей (он просил его так назвать) - коренной абхазец – никогда не бывал! Но об этом позже…

Для комфортного обеспечения нашего пребывания в не отапливаемом доме и для упрощения условий быта с маленькими детьми мы привезли из Москвы две мультиварки и термопот на 3 литра. Эти предметы оказали нам огромную помощь в ведении хозяйства. Так же радостную атмосферу создавал магнитофон с веселой музыкой.

Надо отметить, что в абхазских домах все сделано «на авось». Электричество в доме Алексея было просто в ужасном состоянии. Пожароопасность велика. Но так было и 4 года назад и ничего не случилось. Но в этот раз проводка все-таки не выдержала и уже на второй день мы остались без электричества. По счастливому стечению обстоятельств в нашей группе оказался профессиональный электрик – Леша, папа Димы и Таи, который проложил новые провода в течении часа! Так же, силами наших пап: Паши, Андрея, Ильи, Леши, был починен холодильник в доме. Алексей был очень признателен нам и ежедневно одаривал нас медом, мандаринами, вином, компотом.

И конечно же в течении всего выезда нас неизменно сопровождали мандарины. В среднем, мы всей группой съедали 15 кг мандаринов в день! Причем ни у кого не было аллергии, даже у тех, у кого в Москве всегда аллергия на мандарины!

Сначала мы планировали 31го декабря заниматься приготовлением праздничного стола, но Алексей так расстарался, что даже ведерко оливье ждало нас уже готовое! И мы, встретив нашу группу с вокзала в Новом Афоне на машинах, пошли гулять. Мы жили в самом красивом месте Абхазии – в городе Новый Афон, в непосредственной близости от водопада и пещеры. Я, будучи в этих местах уже не в первый раз, не переставала удивляться красоте и богатству этой природы. Другие же члены группы пребывали в неописуемом восторге! Просто нереальный мир, как компьютерная игра или придуманный пейзаж. Невозможно себе представить, чтобы это было реальностью. Даже машинисты поезда Москва - Сухум из окна поезда фотографировали природу Абхазии – мы сами это видели!

Мы посмотрели заброшенную ж\д станцию Псырцха, реку Псырцха, водопад, попили кофе на песке, покормили птиц прямо из рук в Лебедином парке и пришли на море. Дети радовались морю, некоторые взрослые купались, хотя было не тепло.

А какой у нас был Новогодний стол! Блюда традиционной и национальной кухни в изобилии! У нас был салат оливье и мамалыга, копченая селедка и шашлык из курицы, копченая индейка и овощные салаты и многое, многое другое!

На веранду к камину Алексей вынес телевизор, и мы смогли послушать обращение президента! Петарды и фейерверки в изобилии запускали наши соседи, и мы любовались салютом абсолютно бесплатно!

1 января все дети нашли под елкой подарки от Деда Мороза. За подарки большое спасибо нашему любимому СОЦ-ИНу. Наши маленькие сластены были в большом восторге, распаковывая большую коробку с подарками!

Несмотря на новогоднюю ночь, все мы уже в 9 утра были готовы к приключениям! Мы решили пойти на Иверскую гору, ту, что высилась прямо над нашим домом. На верхушке горы стоит древняя крепость – Анакопия – это бывшая столица Абхазии.

На нашем выезде действовала программа «Сам себе экскурсовод», то есть мы не нанимали специальных людей, а каждый из нас, еще дома, приготовил экскурсию по одному культурному объекту Абхазии.

Про Анакопию нам рассказывала Маша. Какой же замечательный и интересный у нее получился доклад! Мысленно погрузившись в историю этих мест, мы почти и не заметили, как преодолели большой подъем на гору. Даже дети не ныли. Было похоже, что их так сильно завораживала атмосфера и природа Абхазии, что они «забыли», что не могут долго идти в гору. Мы шли и жевали мандарины, любовались видами, а когда поднялись наверх и окинули взглядом весь Афон, то сердце будто замерло. Лил дождик, и народу на Анакопии было очень мало. Поэтому мы вдоволь налазились по развалинам и насладились видами, напились из святого источника.

Обратно дошли быстро, весело беседуя на разные темы. Мы не замечали дождя и пасмурной погоды. Нам было тепло и радостно друг с другом.

2 января было знаменательное событие в городе Пицунда: в главном храме города давал концерт органной музыки уроженец этих мест Лука Гаделия. Этот знаменитый исполнитель и автор органных аранжировок на национальную музыку, не часто бывает на родине. Его концертами наслаждается вся Европа! Его гастроли расписаны на годы вперед!

И только два концерта он давал в Абхазии. Мы, конечно же, решили непременно туда попасть. Мало того, что сам Лука мастер и очень талантливый исполнитель, так еще и храм, в котором стоит орган, обладает уникальной акустикой, которую не встретишь в других местах. Древние стены храма X века, его строение, все, казалось бы сделано для наилучшего звучания органа «Александр Шукке»!

Перед концертом мы успели прогуляться по Пицунде, сходили на Пицундский мыс, посмотрели маяк, послушали интересную экскурсию о Пицунде от Олеси.

В храм мы пришли пораньше, и попали на историческую лекцию. Экскурсовод очень интересно рассказывала про историю Абхазии. Даже наш хозяин дома Алексей был в полнейшем восторге! Мы посмотрели музей на территории монастыря. Потом пошли на концерт.

Передать ощущения от концерта я не могу. Не хватает ни слов, не эмоций. Перед концертом мы боялись, что наши дети будут бегать и мешать исполнителю, но при первых же звуках органа они…. уснули у нас на руках. Вот такой вот был у них дневной сон, под звуки органа. Зал дважды вызывал Луку на бис с просьбами сыграть что-нибудь еще. И музыкант играл и играл…

Домой мы вернулись одухотворенные, а дети выспавшиеся.

Вечером все вместе весело играли в настольные игры! Наши частые вечерние посиделки привели к тому, что за выезд накопилось много «приколов», характерных только для нашей группы.

3 января мы поехали в Очамчырский район, за г. Сухум. Первым объектом нашего путешествия стал знаменитый Беслетский мост X века. Про этот мост рассказал нам Алексей. Изначально мы и не планировали ехать к нему, но ни капли не пожалели, посетив это красивое ущелье.

Мост, по своему строению уникален и очень хорошо сохранился. Мы все походили по нему. Мне кажется, в этом есть какая то прелесть, что все культурные места в Абхазии не огорожены от туристов, а наоборот, везде можно полазить и по ходить своими ногами, потрогать своими руками. Возможно это потому, что в Абхазии не много туристов, а те, что приезжают, в большинстве своем, не покидают побережья. А возможно – это просто абхазский «авось».

Отсюда начиналось сказочно-красивое ущелье реки Беслетка, но у нас не было времени вдоволь гулять тут. Мы лишь успели полюбоваться печью для обжига извести начала XX века, некоторыми странными строениями и зданиями, заброшенными с советских времен, когда здесь добывали и обжигали известняк. Интерес представила железная дверь, прямо в горе. За дверью маленькая келья или пещера с окном. А может быть это камера? Все сооружения очень красиво увиты лианами и разными другими растениями.

Потом мы поехали в Черниговку – это красивое ущелье – праздник воды, гор, водопадов, камней, прохлады. Это очень популярное туристическое место. Фотографии, сделанные здесь, не могут передать все великолепие и красоту ущелья. Здесь мы сделали небольшой перекус под шум воды.

Оттуда мы поехали на термальные сероводородные источники в Мархеул. Купались все! И взрослые и дети! Температура воды была разная в разных бассейнах источника, но везде было тепло, несмотря на погоду! Нам очень понравилось!

На обратном пути мы посетили заброшенный полуразрушенный замок в селе Дранда. По легенде его построили для принцессы, которая болела астмой и должна была каждый день ночевать в новой комнате. В замке было более 100 комнат! А еще там было привидение, мы его слышали, но не видели. Может быть, это была душа той принцессы?

На следующий день, 4 января мы остались в Новом Афоне для осмотра местных достопримечательностей. С утра мы пошли в грот и келью святого апостола Симона Канонита. Из-за постоянных дождей река Псырцха была очень полноводна и удивительно красива. В прошлом небольшой водопадик, превратился в бурлящий поток пены и брызг! Дорога к келье очень живописна. В Абхазии природа очень красива, но я все не перестаю повторять это. Уж очень хочется передать, что мы реально жили как в сказке эти несколько дней. Грот одного из 12 апостолов Христа представлял собой небольшую пещеру. Мы зашли туда и путеводитель открыл нам все подробности жизни и смерти Симона. Его келья располагается выше и тоже представляет собой пещеру, которая сейчас является действующей часовней.

Местные жители очень ценят эту свою реликвию. Симон Канонит прожил здесь всего 2 года, а потом его убили, около водопада, где была построена небольшая церковь в память о нем. К этой церкви и лежал наш дальнейший путь.

Мы опять не смогли пройти мимо «Кофе на песке» и выпили по чашечке с вкусной, горячей ачмой.

Следующим объектом нашей экскурсии стал Новоафонский монастырь. Кирилл рассказал нам про него много интересного. Когда он зачитывал свой доклад, приготовленный дома, к нам стали незаметно подходить туристы и вслушивались в доклад молодого экскурсовода.

Новоафонский монастырь – самый главный монастырь Абхазии и самая ценная православная реликвия. Во время войны монастырь чудом уцелел, а единственный снаряд, попавший в монастырь, так и не взорвался. Поистине Бог хранит!

Для многих из нас оказалось интересным лазить по «заброшке». В Новом Афоне есть большая, заброшенная после войны турбаза «Новый Афон». Мы решили ее осмотреть. Самым интересным было путешествовать по заброшенной столовой и кинотеатру. В помещениях сохранилось много интересных вещей. Мы залезли на крышу – дети были в восторге!

Вечером мы всей компанией играли в «Имаджинариум».

5 января мы поехали в столицу Абхазии – город Сухум. Весь день лил дождь, но это обстоятельство не помешало нам провести этот день интересно и с большой пользой!

Сначала мы поехали в обезьяний питомник, в котором установлен единственный на территории бывшего СССР памятник обезьяне. Питомцы отсюда даже в космос летали!

Поднявшись к клеткам с обезьянами, мы увидели, как шимпанзе прячутся от дождя в глубине клеток и жмутся от холода друг к другу. Но у нас были припасены пакеты с кормом, что моментально заставило человекоподобных покинуть насиженные места и прильнуть к прутьям ограждения. Очень умильно обезьянки кушали мандарины, яблоки и другие фрукты. А маленькие детеныши вызывали особый восторг у наших детей!

В такую погоду у нас не возникло желания посетить Ботанический сад, поэтому мы сразу направились в Национальный музей Абхазии, который только совсем недавно открылся после реставрации. Нас приняли очень тепло, в музее было жарко и сухо. Мы разделись, и экскурсовод повела нас по залам музея, окуная в удивительный мир этой замечательной страны.

Больше всего нас всех поразило, что в музее работают настоящие энтузиасты своего дела и патриоты совей страны! Об Абхазии нам рассказывали 3 разных экскурсовода, каждый специалист в какой-то своей области. Наше путешествие по залам музея длилось более 2 часов!

Все мы отметили, что не помним, когда встречали такие интересные экскурсии и таких замечательных рассказчиков. Работники музея с удовольствием и очень полно отвечали на наши вопросы, которых было очень много. Наши дети вели себя не очень хорошо, учитывая, что устали. Они бегали по залам, трогали экспонаты, иногда кричали. Но, несмотря на это, экскурсоводы только ласково улыбались детям, а смотрители залов старались развлечь маленьких гостей. Вообще в Абхазии очень любят детей! На людей с детьми всегда смотрят с улыбкой и умилением.

Проголодавшись, мы пошли в ресторан национальной кухни «Нартаа». Какие же вкусные были хачапури-лодочки, копченое мясо, соус, мамалыга с сыром, чудесный кофе… Этот ресторан очень известен в Абхазии. Многие турфирмы включили его посещение в свои экскурсионные проекты.

Дождик не прекращался, но мы все же решили успеть посмотреть еще одно интересное место - это обстрелянное и заброшенное после войны здание Парламента на площади Свободы. Здание хорошо сохранилось, не загажено. Следы от пуль выглядят так, как будто обстрел был недавно.

С прошлого нашего посещения здесь произошли изменения: на дверях, ведущих вглубь здания, были установлены решетки. Но мы смогли отыскать проход.

Мы ходили по этажам этого зловещего дома. Напротив лифтов все стены обстреляны из автоматов. На полу в коридоре валяется много бумаг довоенных лет. Мы пытались их читать. Некоторые бумаги на грузинском языке, но большинство на русском. Еще мы видели части фотопленки.

К сожалению, начало стремительно темнеть, поэтому мы не успели подняться на крышу.

6 января. Погода не улучшалась и наша поездка на озеро Рица стала несбыточной в этот раз, но Рождество никто не отменял! С утра мы поехали на Форелевое хозяйство в селе Отхара. Это самое старое форелевое хозяйство на территории бывшего СССР. Работники этой рыбной фермы провели нам небольшую экскурсию и рассказали про весь процесс выращивания форели, разрешили покормить рыб. Так умильно было наблюдать, как форель сбивается в большие кучи и рыбки толкают друг друга за доступ к корму. Наши малыши тоже пытались кормить рыбок, но больше корма просыпали на землю, чем в бассейн. Потом мы купили форель к рождественскому столу. Работники хозяйства дали возможность детям сачком ловить рыбу. Каждый ребенок попробовал вылавливать радужную форель из ванной. В итоге набрали в мешок 13 килограммов рыбы!

Далее мы пошли смотреть красивое ущелье и пещерный монастырь в горе и увидели вход в подводные пещеры. Мы познакомились со спелеологами. Они рассказали нам про пещеру. Оказывается, они плывут с аквалангом вглубь горы 250 метров – 16 минут. А там выныривают на сухую поверхность и идут по запутанным ходам. Чтобы не заблудиться, они привязывают веревку у входа, по которой всегда можно вернуться обратно. Существует легенда или даже научные данные, что из этой пещеры есть выход на другую сторону горы. Рельеф в этих местах очень сложный и расчлененный: обилие камней и пещерных углублений в горе. Поэтому пещера до сих пор мало изучена и выхода из нее на другую сторону гору пока не нашли, хотя изучают ее довольно долго…

Над входом в пещеру, высится гора, в которой четко виден пещерный монастырь. Окна и кельи неплохо сохранились, но попасть в монастырь без специального снаряжения невозможно.

Мы вернулись к машинам и поехали в село Лыхны – крупное село в Абхазии, с интересной древней историей, насчитывающей 2500 лет. Посмотрели развалины древнего княжеского замка XI века, принадлежащего князьям Чачба-Шервашидзе, знаменитую Лыхненскую поляну, на которой и по сей день проводятся всенародные сходы, национальные праздники и ежегодные конноспортивные состязания.

Главной же архитектурной и исторической ценностью села является знаменитый действующий храм Успенья Божьей Матери (X век), который на протяжении своей тысячелетней истории не подвергся ни одной серьезной реставрации и сохранил первозданный вид.

Часть Лыхненской поляны занимает скорбный Мемориальный комплекс, посвященный землякам, погибшим в войнах 1941-45 и 1992-93 гг. Их имена высечены на гранитных плитах.

Там же, на окраине поляны, мы полазили по очередной «заброшке» - зданию дома культуры и кинотеатра, забрались на крышу. Часть здания является действующей администрацией села.

Уже на обратном пути мы заехали в село Цкуара на еще один интересный объект – это водяная мельница. Ходят слухи, что мельник, проживающий там, очень гостеприимный и общительный человек. К сожалению, мы не застали его на месте. Из-за обильных дождей река и водопад сильно переполнились и мельница не работала. Но зато рядом находится сероводородный термальный источник, известный на всю Абхазию. Фотографии источника есть в каждом путеводителе как визитная карточка Абхазии. Термальный бассейн оказался очень небольшим, зато теплым и очень сероводородным (судя по запаху). После ванн мы попили вкусного травяного чая и разомлев, поехали домой.

Вечером у нас был настоящий рождественский сказочный стол. Мы готовили форель на мангале. Каждый съел по целой рыбине, включая детей! Их Сухума по заказу нам привезли огромный, шикарный, домашний торт, как на Новый год! Всей компанией мы не смогли съесть торт на один день!

После столь насыщенной программы выезда захотелось просто отдохнуть от поездок и обилия разнообразных впечатлений, поэтому 7 января мы решили просто провести день на пляже у моря. Дождик не прекращался, но, как ни странно, на пляже он ощущался гораздо меньше.

Мы разожгли большой костер у небольшого домика, где мы могли укрываться от дождя. На костре готовили сосиски и хлеб. Дети играли в камушки и наслаждались морем, некоторые взрослые купались. У костра создалась очень теплая атмосфера. Мы играли в игры: «данетки», «конакт» и другие…

8 января мы, по приглашению Алексея, поехали в Верхнюю Псырцху к хозяину отличного сада – Ваго в гости! Там мы собирали мандарины, фейхоа, кинкан, мимозу, пробовали плоды кактуса. Видели на ветках плоды сладкого перца, помидоров, гранатов.

Мандарины во льду – красота!

Вечером нас неудержимо потянуло на море. Мы взяли с собой ужин: чихахбили, картошку, маринованную курицу, много фруктов и овощей – не хотелось рано возвращаться домой. Очень весело посидели: жгли костер, кушали вкусно, собирали камушки и ракушки, гуляли по берегу, бегали от волн, наслаждались морем. В дом вернулись глубоко затемно.

9го января бОльшая часть нашей группы уезжала домой в Москву и многие с утра пошли закупать продукты в поезд и сувениры родным. Остальные решили прогуляться по направлению к монастырю по непонятной дороге вверх. Шли долго. Нам встречались заброшенные пансионаты, заправочная станция, почти съеденная природой, таблички «стой стреляют», и вышли к госдаче Сталина.

Нам очень повезло, как раз начиналась экскурсия. Мы с большим интересом посмотрели как жил Сталин, посидели на его креслах, пропитались атмосферой советских лет, той роскоши. Обнаружили секретную комнату и быстрые пути для эвакуации или побега. Дача построена очень грамотно и интересно. Оказывается на территории Абхазии целых три таких дачи. Обратно уже спешили, чтоб успеть проводить наших друзей.

Проводили всех хорошо, посадили на поезд. В доме стало тихо, но очень грустно…

10 января. Нас осталось всего пятеро (считая Мирона) и мы решили посмотреть что-то, что еще не видели и куда можно привезти людей в следующий раз. Нас заинтриговала дорога в горы, которая шла через Верхнюю Псырцху и мы отправились туда на машине. Решили доедем, пока едет машина, а потом и пешком. Долго ехать не получилась — дорога стала слишком крутая и мы, спросив у местного аксакала, поехали по другой дороге.

Мы смогли заехать на самый верх на гору! Правда приходилось всем выходить из машины и идти пешком, чтоб машина смогла заехать. Там нашли высокогорное армянское село. В центре села источник с очень вкусной водой, красивые виды на батумские и турецкие горы через море. На окраине села живет семья русских москвичей. Их дом похож на сказочный домик. Так странно было увидеть в таком захолустье такое чудо! Внутри дом оказался еще интереснее, чем снаружи. Девочка – дочка хозяев с удовольствием приняла Мирона в гости, она не часто общается с детьми. Хозяйка позвала нас в гости на блины, рассказали про местный быт и колорит. Живут они счастливо, но достаточно уединенно. Редко кому удается забраться сюда, так высоко. Радушные хозяева приглашали нас в гости в следующий раз и оставили свои телефоны для связи.

Потом мы полезли на гору к знаменитому паровозику! Дорога была не легкой, с высотой температура воздуха стремительно опускалась и снега становилось все больше. Природа стала грубее — сплошные колючки. По дороге встречалось много коров и собак, видимо и на самом верху живут люди. Близилась темнота, мы уже думали повернуть назад, т.к. было не понятно, как далеко еще идти. За каждым поворотом или перевалом дорога все тянулась до горизонта. Мы прибавили шаг и все же дошли до него! Ура! Обратно спускались уже в сумерках…

11го января мы закупали сувениры, собирались, проводили Вику на поезд. 12го января рано с утра мы выехали на машине домой, в Москву.

У нас подобралась замечательная группа! Просто великолепная! Я не часто это говорю. Большое спасибо нашей всеобщей бабушке Любе, которая легко, играючи, готовила великолепные блюда на все ораву. Леше, который мог отремонтировать все-все-все. А так же построить и отвезти всех куда угодно. Нашим замечательным мамам: Лиле, Маше, Олесе Насте, которые все успевали: и готовить, и с детьми повозиться, и вечером поиграть в настольные игры, за замечательную атмосферу любви и заботы. Готовить еду и убираться на кухне было одно удовольствие, с такими классными мамами. Все делалось вместе, сообща, дружно и быстро!

Огромное спасибо нашим папам – настоящим мужчинам. Так хорошо, когда есть рядом мужское плечо! Наши папы и с детьми занимались, и картошку дружно чистили, ремонтировали, утепляли… С такими папами группа чувствовала себя уверенно!

Наш единственный пионер Кирилл тоже внес немалую лепту: и в магазин сбегать и тяжести дотащить. Спасибо ему! Викуля, наша радость, тоже очень помогала группе. Всегда вовремя замечала, какие продукты заканчиваются, что купить. Неизменная хозяюшка на кухне, умеющая готовить самый вкусный кофе. Любим тебя!

И конечно же спасибо нашим детям, за их непосредственность, открытость, настоящесть…. Ну и за чистые, скользкие полы).

На следующий выезд, помимо основной программы, группой запланировано: строительство бани у моря, посещение города Гагра с «заброшками» и красивым парком, обязательная поездка на озеро Рица с посещением водопадов Девичьи и Мужские слезы, канатной дороги, голубого озера, дачи Сталина. Попробуем доехать или дойти через альпийские луга на озеро Мзы (если поездка состоится не зимой), экскурсия на заброшенный паровозик на горе, к которому идет очень сказочная и живописная дорога, поездка в Верхнюю Псырцху на обзорную площадку, с которой видны горы Грузии и Турции….

Присоединяйтесь!

Дата добавления: 2015-08-28; просмотров: 30 | Нарушение авторских прав

Из «очеркъ народнаго образованiя въ новгородской губернiи за 1884/5 учебный годъ. | «прадеды, деды - солдаты победы»

mybiblioteka.su - 2015-2024 год. (0.017 сек.)