Три медведицы

МЕДВЕДИЦА -1

ВЕРХНЯЯ ТРОИЦА - ПЛОТИНА

(280 км авто; 16 км лодка)

Это же каким надо быть въедливым читателем, чтобы помнить, каким местом на Медведице закончился наш поход на нее десятилетней давности? Так и быть, напомню: Верхней Троицей. Тяга к продолжениям погнала нас именно туда. И целых три раза подряд! Хотя за эти небольшие по времени путешествия мы проделали не очень большой путь, и уж совсем не достигли устья Медведицы. Да и не ставили себе такой задачи. Задача была одна: хорошенько отдохнуть на ее прекрасных берегах.

Вот она Верхняя Троица – импозантная родина Всесоюзного Старосты Михаила Ивановича Калинина. Все тот же масштабный поселок на месте небольшого села. Вот только перспектив на его дальнейшее развитие особых нет, поскольку вернувшийся в Россию капитализм поставил крест на прежних вождях, и не предполагает дотаций на содержание их памятных мест.

За Верхней Троицей на левой стороне Медведицы мы нащупали дорогу к деревне Поповка, и от нее дорога нас скатила на сам берег, вдоль которого рос прекрасный сосновый лес. Вскоре выбрали и место для стоянки.

Здесь Медведица довольно широка, хотя ей очень далеко еще до полукилометровой ширины самого устья, которое благодаря разлившейся Волге протянулось километров на тридцать. Забегая вперед, скажу, что кусок широкой Медведицы мы пройдем с Полинкой в следующем году.

А пока сидим на бережку в четырех километрах от Верхней Троицы. Мимо нас проехала машина – фургончик и остановилась в сотне метрах от нас. Позже познакомились с молодой семьей, чье место как раз мы и заняли, не зная, что они сюда ездят каждый год. Это мама с сыночком – крепышом младенческого возраста (чуть больше полугодика). Мама совсем худенькая, а пацан – богатырь. Папа весь ушел в рыбалку, а мама c сыном пришли к нам в гости. Они такие же, как и мы, любители путешествий, только ночуют в своем просторном фургоне со всеми удобствами.

На противоположном берегу что-то вроде пионерлагеря прежних времен. Там готовится знатное шоу, связанное с разжиганием огромного костра. Мы как раз подгадали к этому мероприятию во всей красе.

Сосновый бор не очень далеко протянулся по нашему берегу, за ним следовали менее привлекательные места. На берегу ягода – куманика, в лесу ягода – малинка с черникой. И еще мы узнали о какой-то плотине через Медведицу, отчего стала ясной причина довольно широкой воды в этом районе.

Вниз до плотины четыре километра, вверх до Верхней Троицы тоже четыре. Так что для полного обследования данного участка реки предстоят две водных вылазки, кои мы и проделали с разницей в один день.

Начала заметно портиться погода: так попали под дождь, когда плавали в Верхнюю Троицу, а по дороге к плотине чуть-чуть замерзли. Но сама плотина произвела должное впечатление. Сооружена была чисто для подъема воды перед Верхней Троицей, дабы создать здесь зону для туризма, либо просто ублажить начальство. О масштабе – судите по фотографиям.

Большую часть поездки на плотину Полинка проспала в лодке, да и само сооружение прошло мимо ее сознания, хотя мы на руках и вынесли Полину из лодки. Впрочем, в ее Питере есть места и покруче!

Тем и закончился первый из этой серии поход на Медведицу.

МЕДВЕДИЦА - 2 ПЛОТИНА и немного вниз

(286 км авто; 12 км лодка)

Теперь правый берег Медведицы, и пляшем от плотины, вернее, чуть ниже, - от притока Рудомощь. Чтобы туда попасть, пришлось покуролесить по плохим дорогам вдоль Медведицы, минуя как вышеупомянутые пионерлагеря, так и загадочную больницу им. Калинина.

Там, за плотиной на горке, заканчивались всякие дороги, прерываемые хилой, несмотря на свое грозное название, речкой Рудомощью. Зато здесь обосновался туристский лагерек на высоком берегу Медведицы. И это было нам на руку, поскольку мы могли отсюда начать сплавляться вниз, спокойно оставив под чужим присмотром нашу машину.

И вот лодки скатились поочередно с обрыва, и вскоре флотилия начала свой путь. Впервые мы использовали китайскую лодочку в качестве грузоперевозчика. Я тащил эту лодку на буксире, бабушка Лена на своем «Нырке» катала внучку, все горланили песни из «Бременских музыкантов» и «Кота Леопольда» и были довольны и счастливы.

Сюрпризы преподносила только погода. Два раза дело оборачивалось дождями, правда, кратковременными, однако проливными, и хорошо укрытые на китайской лодочке вещи, в отличие от нас оставались сухими.

Проплыв тройку километров, мы задумались о стоянке, причем активно начали искать ее по обоим берегам одновременно. В какой-то момент Полинка оказалась на моей лодке, вместе со мной она высадилась на левый берег, где мы обследовали местность на предмет стоянкопригодности. Место забраковали, как и почти весь левый берег, ибо за узенькой полоской леса тянулось болото. Да и сам берег был крутоват для высадки. А в этом я хорошо убедился, когда пытался посадить Полинку в лодку прямо с обрыва. Какое-то время она смешно висела над лодкой, пока я корячился на краю, держа ее в руках. Но, не сумев шлепнуть в лодку внучку, я шлепнулся сам, только не в лодку, а в воду. Зато Полинка не пострадала, и осталась в сухости, а я, оказавшись внизу, легко пристроил девицу в лодку и сам туда залез.

Оказывается, эта сцена с другого берега выглядела настолько смешно, что бабушка Лена до сих пор радостно ее вспоминает. А главное, она нашла-таки место на своем берегу, где мы с удовольствием устроились на ночевку. Здесь был уютный лес с елово-лиственным содержанием и оригинальный выход к воде по длинной наклонной тропинке, дабы «обмануть» крутизну склона. Но ничем особенным она, в общем-то, не выделялась.

На следующий день мы продолжили катание вниз по реке, которое закончилось поиском очередного стояночного места. Нашли его, наконец, на «забракованном» днем раньше левом берегу у речного поворота. Тут же в Медведицу впадал безымянный ручей, на другой стороне которого тоже устроилась молодая парочка с палаткой.

Вдоль ручья шла тропа в лес. И еще не раз гуляли мы по этому прекрасному бору, где можно было найти и грибы и ягоды, а дорога разделялась, соединялась и вела за границы леса, где гроздьями «рассыпались» деревни: Чернышево, Ордынка, Антюшино, а далее – село Студеное Поле, которые мы посетим в наше следующее путешествие на Медведицу, поскольку заедем на реку именно с той стороны.

Мы вернулись назад к нашей машине, еще раз попали под дождь при погрузке, и с трудом выбрались на шоссе по мокрым ухабам, а затем укатили в родную Тверь.

МЕДВЕДИЦА - 3 СТУДЕНОЕ ПОЛЕ - ЯХРОМА

(330 км авто; 12 км лодка)

В этом, последнем «Медведицком» походе, мы включили в походное расписание и новый автомаршрут, как с целью расширения границ познания географии края, так и желания ради сменить пусть очень хорошую, но надоевшую не единожды дорогу на новую непознанную.

Маршрут получился таким: дорога на Савватьево в сторону Кимр, в селе Ильинском поворот на Большое Огрызково, там – прощай, асфальт, вплоть до шоссе на Верхнюю Троицу. Затем после Верхней Троицы через 15 километров поворот на Льгово – Студеное Поле, после которого снова левый брег с его сосновым бором, стоянками и туристами на них.

Дорога запомнилась тем, что по ходу дела мы обкатали тормоза на большой скорости по предписанию автосервиса, ибо после похода мне предстояло вторично пройти техосмотр. И вот по счету «три» я яростно нажимал на тормоза, машина резко сбрасывала скорость с 90 до 60 км\час, дамы радостно смеялись, а Полинка требовала продолжения испытаний.

Еще заскочили на берег озера Усад, что возле деревни Усад. Довольно большой водоем при дороге, но не слишком интересный для туриста. Зато как нас на нем обложила поносными словами старушонка древняя, такой ругани мы давно не слыхали, - и хоть было бы за что! Уехали мы и вскоре оказались в селе Ильинском, с высокой церковью и большим прудом. Это село - своего рода большая дорожная развилка, которой мы еще не раз воспользуемся.

Как я уже поминал, вскоре расстались мы с асфальтом, проехали множество тихих деревень, пересекли на этом пути три речки: Малую и Большую Пудицы и вышеупомянутую Рудомощь в их верхнем течении, убедившись, что размерами они не соответствуют своему статусу (то – есть малы). Пообедали в живописном местечке и разжились десятком свежих яиц для Полинки. И уже перед выездом на шоссе наткнулись на малиновые заросли при дороге. Поэтому неудивительно, что приехали на Медведицу довольно поздно, зато устроились в хорошем сосновом бору на высоком обрывистом берегу.

Это был тот самый лес, начинавшийся от ручейка из прошлого похода, он был довольно длинным, и наша стоянка находилась на другом конце бора. Но мы не единожды топали по берегу до этого памятного места, и ближе к вечеру следующего дня чувство долга подвигло меня на сбор черники именно за тем ручьем.

И таковая была собрана в количестве трех литров!

Позже ко мне присоединились наши дамы, и мы прогулялись по этому ностальгическому лесу. Полинка искала поводы для попутных развлечений, и то и дело устраивала нам по пути «шлагбаумы».

Хотя, возможно, данное путешествие состоялось еще во втором походе на Медведицу, но имеет ли это значение? Как бы то ни было, после двух ночевок флотилия отправилась в свой путь, а Жигуль остался под присмотром «оседлых» туристов, которые непрерывно меняли друг друга на этих уютных стоянках.

Плыли мы, плыли вниз по реке, правый берег был для нас интересней, чем левый, безлесный, поэтому там и остановились. Довольно высокий, с крутым, но вполне приемлемым спуском к воде, а чуть дальше – уже оборудованная стоянка со столом, скамейками и мачтой для флага.

Но наше место показалось нам уютнее и мы «кинули» здесь «кости», между обоими лагерями нашлось еще местечко для бассейна на крохотном пятачке у кромки реки. Была проблема с дровами для сугрева воды, для самого костра пришлось отвоевывать плацдарм у кустарника. Но проблемы разрешились, и личный состав вскоре оказался чисто помытым. Мне же, как всегда, пришлось мыться под небольшим дождем.

День следующий прошел в подготовке к очередному броску по Медведице. Мы настолько освоились на своем береговом обрывчике, что вместе с Полинкой с удовольствием прыгали сверху вниз по песку к воде, и это запротоколировано цифровой камерой.

Проплываем мимо миниатюрной «тезки» Верхней Троицы – Новой Троицы, - несколько домиков на обоих берегах. Причем на левом берегу много легковых машин, а на правый берег переправляются несколько лодок. Какие-то охотничьи мероприятия. По правому берегу тянется очень красивый хвойный лес, в основном из сосен. Запомним его, чтобы на обратном пути занять место на ночевку. Тем более что у ручья на пустыре перед лесом уже расположилась большая компания.

А пока наш путь лежит вниз по Медведице. С нетерпением ждем встречи с устьем притока Яхромы. Несколько лет назад по пути в Ярославль пересекали эту реку, берега которой, судя по карте, совершенно лишены лесов, зато наполнены деревенскими поселениями.

На устье, разумеется, не только сделали вылазку, но и плотно пообедали. Сидели на толстом бревне в окружении коровьих блинов, а Джуля так носилась по лугу, что тоже попала под объектив фото – кинокамеры.

Плывем дальше. Слева село Семеновское с церковью, а справа по-прежнему лес, но уже не такой красивый, а вовсе даже ни на что не вдохновляющий.

И начинает казаться, что все самое лучшее на Медведице позади, и пора поворачивать назад. Конечно, это не так, - будущие путешествия о том поведают. Ну а пока настроение просто повернуть.

Устраиваемся на вожделенном стояночном месте недалеко от устья ручья. Здесь хорошо и даже очень, и мы устраиваемся. А вскоре появляются на горизонте конкуренты на байдарках, но, завидев нас, гордо стоящих на берегу, после непродолжительного общения с нами поворачивают свои посудины назад.

В общем-то, зря. Вскоре мы обнаруживаем чуть в стороне еще более уютное место, но конкуренты уже слиняли.

С утра пораньше поочередная вылазка в леса и вдоль ручья. Поиски попутных грибов, а главное – разведка на предмет будущих прогулок. Мы много и вдохновенно гуляли по этому лесу, забирались высоко вверх по ручью, низко опускались к его впадению, перебирались по мостику на другую сторону.

Мы собрали много грибов, в основном, сыроежек, которые с жареной картошкой хороши, а также были лисички, а вот про белые – никак не вспомним. Наша рыжая «лисичка» тоже весело носилась по своим охотничьим делам, а Полинка пела на весь лес о том, что «ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету!».

Вскоре из кустов песню подхватили приезжие грибники (возможно, те самые вчерашние байдарочники), и вот уже весь лес в едином порыве торжественно провозглашает, что наше счастье – жить такой судьбою! Е – е – е!

Больше суток провели мы в этом прекрасном лесу на правом берегу Медведицы и на том завершили Медведицкую эпопею 2006 – го года. Вернулись на удобное для погрузки место, откуда я прогулялся до машины, и уехали домой.

ОХВАТ 1 – е путешествие

(500 км авто, 10 км лодка)

Цель путешествия – ознакомление с этим замечательным водоемом, дающем начало Западной Двине. Однажды мы его посетили в южной части, когда возвращались с озера Бросно большой компанией, и по Волкоте вплыли в это озеро. Нашей целью конечной была сама Западная Двина, и встреча с ее истоком торжественно состоялась.

. Давненько это было, - Полинка еще не родилась. А в 2005-м по дороге на Лучанское узрели небольшой кусочек озера. Оно было таким узким под мостом, что приняли его за речку. И на самом деле озеро довольно узкое по сравнению с собственной длиной.

Дорога на сей раз испытала нас на прочность и сильно повлияла на ход дальнейших событий.

Где-то недалеко от Осташкова на злополучном генераторе частично развалился крепеж, улетел вдаль ремень, и я полез под машину. К счастью, нашлись детальки в виде пары болтов, да и ремень запасной теперь постоянно вожу с собой. В результате, наши дамы вышли из лесов, машина завелась и мы поехали навстречу приключениям.

И они не замедлили начаться. В Осташкове проигнорировал знак ограничения скорости до 20 км/час, а в итоге налетел на препятствие типа «лежачего полицейского». Да такого злого, что машину изрядно тряхануло, и сильно досталось моей, и без того сраженной ранее радикулитом спине.

Но сначала не придал тому значения. Весело мы катили навстречу нашему озеру, до которого было не так уж близко. За Осташковом и Селигером последовали Пено и Верхневолжское водохранилище. Заскучавшая от долгой дороги Полинка крутила мультики на переносном плеере.

А вот и наш Охват! На самой северной его оконечности – деревня Лауга, к которой мы и свернули. Но не ей суждено было стать местом высадки. Нам посоветовали вновь вернуться на шоссе и проехать чуть вперед, куда народ выезжает на пикники.

Так мы оказались на месте нашей первой ночевки на озере Охват. Расположились возле другой компании, метров за 50. Очень обрадовало песчаное дно у низкого берега, а в дальнейшем выяснилось, что и все береговая кромка озера таковая, хотя сами берега были зачастую высоки и холмисты.

И все шло по плану. Прекрасный вид на озерную ширь и гладь, впереди маячил остров Телятник, заросший лесом, позади нас тоже сосновые леса, обрамляющие берега разной высоты.

А наутро отправились в пешую прогулку, пока спала Полинка. Обошли полуостров севернее нашей стоянки, - здесь места более низменные и лес лиственный.

И грибы попадались. О, это были два грибных похода, где дары леса стали неизменной составляющей, как нашей кухни, так и основным приятным занятием во всех лесных прогулках.

Вот, наконец, мы собрались в водное путешествие по просторам Охвата. И тут моя бедная спина, потревоженная ранее тем искусственным ухабом в Осташкове, заявила о себе.

Сначала мы высадились на острове Телятник, который гордо возвышался перед нашей стоянкой. Спину начало «постреливать» в процессе гребли. Худо - бедно причалили к острову, где я ступил на берег.

Тут на меня внимательно взглянули глаза большой змеи. И огромный белый гриб, который она охраняла, свидетельствовал о слабой посещаемости этого острова, ибо он стоял на самом виду единственного места, пригодного для высадки.

Из-за змеюки мои женщины наотрез отказались гулять по острову, но я прогулялся, и нашел еще пару – тройку больших грибов типа подосиновиков.

Переправились на противоположный берег, здесь господствовал большой лес с кучей огромных, явно переросших белых грибов, непригодных для употребления из-за червивости. Длинное, но узкое подобно реке озеро позволяло неоднократно пересекать его с одного берега на другой. В среднем, ширина с полкилометра.

Обратный путь к стоянке греб, преодолевая позвоночные страдания, и более в данном походе к веслам не прикасался, предоставляя это дело Лене. Она и катала нас с Полинкой вдоль и поперек.

Много прогуливались пешком как по нашему, так и по противоположному берегу, открывали новые стояночные места. Понравился мыс на самом северном месте нашего пребывания на озере, где сближались берега, а на противоположном мысу также существовала туристская стоянка. К счастью, на Охвате не так уж много туристов. Недостаточно он «охвачен» нашим братом.

Еще не давало нам покоя маленькое озеро под названием Мариница по другую сторону дороги. В предвкушении новых открытий махнули и туда, но открытием дело и ограничилось, поскольку берега мало подходили для стоянки. Мариница оказалась миниатюрным подобием Охвата, и уж куда интереснее осваивать более масштабные просторы.

И мы возвратились на побережье Охвата, атаковав его южнее нашей предыдущей стоянки.

Предшествовала этому попытка проникнуть в устье речушки, что вытекает из озера Мариница. Однако, товарищ, рыбачивший с моторной лодки вблизи этого устья, предостерег от таковых поползновений ввиду непроходимости. Вот почему и подались мы к югу, особо не рассчитывая на свободные стоянки. Для этого вновь пришлось вылезти на шоссе.

Сосновый лес заполнял берега почти на всем бесконечном протяжении озера, а замысловатые дороги, спускающиеся к воде к немногочисленным оборудованным стоянкам, вносили свою лепту в походное разнообразие. Так новое место открыли в результате долгих петляний по лесным дорогам, закончившимися спуском с горы. И, как и везде на Охвате, берег у воды был низким, песчаным.

Ах, эти грибы! Их сезон совпал с нашим пребыванием в этих краях. Сколько находили «королевских» лесных даров: белых и рыжиков! Для полного счастья еще бы солнечной погоды, чтобы успеть белые подсушить, но она нас подвела. В итоге, «сушили» дары под дождями, используя полиэтиленовые навесы. Все же большую часть подсушенных белых грибов удалось довезти до дома, а остальные тоже доставили, только в сваренном виде. Лишь Полинка так и не узнала грибного вкуса.

Впервые за всю походную карьеру я беззастенчиво пользовался правами бесплатного пассажира благодаря радикулиту. И Леночка дважды вывозила коллектив на небольшую озерную косу (или полуостров), которая особо радовала и удивляла грибными урожаями.

Настало время расставания с озером. И вот мы вдвоем с Полиной и с Джулей на машине выкатываемся в поселок Охват, расположенный посреди озера по обоим его берегам. Встаем около моста и ждем бабушку Лену, которая не преминула возможностью вновь прокатиться на лодке в одиночку, дабы лишний раз перед окончательным отъездом в Тверь посетить столь полюбившуюся грибную косу. Долго вглядывались в озерную даль, но ни лодки, ни бабушки на ней. Наконец, разглядели. Лодочка помаячила вдали и исчезла надолго в боковом рукаве озера. Как Лена потом объяснила, ее сбил с панталыку широкий и красивый водяной въезд в поселок, а то, что он тупиковый, узнала позднее. Как бы то ни было, воссоединились, загрузились, скушали по мороженому и – домой.

Дата добавления: 2015-11-03; просмотров: 88 | Нарушение авторских прав

БОЛЬШАЯ ВОЛГА ОСТРОВ ЛЮБВИ| ДЖУЛЯ ПРОПАЛА.

mybiblioteka.su - 2015-2024 год. (0.017 сек.)