Осенняя Черногория.

Даты поездки: 26 сентября – 6 октября 2014 г.

Есть такая теория, что человек делает то, что он тупо хочет сделать, а потом уже подгоняет под это дело стопятсот безупречных логических доводов, но истина от этого не меняется: точно так же он мог обосновать и любое другое свое решение, принятое на основе сиюминутных импульсов. Вот и наше с Мишкой решение поехать в Черногорию основывалось ровно на том же.

Это крошечная, но очень гордая красивая страна, визу они не требуют, цены радуют чуть больше, чем в Европе, и еще там обалденная природа, чем я и заманила туда Мишку J.

Мы купили билеты из Москвы до Тивата у перекупщика trip.ru. Видно, осенью нелетная погода, и напрямую из Ростова никто не хочет летать в Монтенегро. Нужно взять на заметку montenegroairlines: в своей рекламе они беззастенчиво утверждают, что у них есть такие рейсы, однако когда они есть – не сообщают.

В чем суть работы перекупщиков (как я поняла). Они выкупают билеты у авиакомпаний по оптовым ценам, а затем продают конечному потребителю со своей наценкой, но дешевле, чем розничная цена самой авиакомпании. Все они могут подло самоустраниться, когда дело касается малейших напрягов, будь то отмена рейса по вине авиакомпании или возврат билетов по желанию клиента. Что тут можно сказать, кроме как «надейся на лучшее, а готовься к худшему»? Но у нас вот хорошая карма, так что никаких проблем с билетами не было! J

Еще один бонус перекупщиков: туда и обратно мы летели разными авиакомпаниями, а как известно, покупать билет у авиакомпании только в одну сторону вообще неадекватно по цене.

На всю Черногорию имеется аж целых 2 аэропорта: в Тивате на побережье и в Подгорице на материке. До Подгорицы лететь чуть дешевле, но логистика из Тивата у нас была чуть проще, поэтому мы выбрали то, что проще.

Оставалось дело за малым – добраться до нашей нерезиновой. Очень дорого – самолетом, дорого и долго – поездом, дешево и быстро – автобусом или же совсем дешево и удобнее конкретно в нашем случае – автобусом со старого автовокзала. Точка старта находится в пешей доступности от меня, точка финиша – в пешей доступности от моих друзей, у которых мы и ночевали.

Стыковки между автобусом и самолетом подбирались таким образом, чтобы еще осталось время по столице погулять, да с друзьями пообщаться.

Осень в Черногории даже прекраснее, чем у нас на югах, потому что там еще теплее. Плавать в море можно весь сентябрь даже такой мерзляке как я.

Когда мы только прилетели, стояла очень теплая погода, несмотря на хмурые тучи и дожди по прогнозу. Выйдя из аэропорта, который там находится далеко за городом, мы сняли теплые вещи и потопали на автобусную остановку. Мимо нее проходят междугородние автобусы из Тивата. Но несмотря на наше отчаянное махание руками, автобусы делали вид, что нас не видят, и на остановке не останавливались. Однако, как я уже говорила, карма у нас хорошая, и незадачливый сосед по остановке, который тоже очень хотел уехать, проспонсировал нашу поездку на такси (ему было по пути, а мы не стали отказываться). Дай Бог здоровья этому славному сербу!

Так мы добрались до места своей первой остановки – кемпинга Авала в Бечичи, запомнив, что из этого аэропорта лучше сразу уезжать на такси.

Жилье в Черногории. Т.к. мы ехали в несезон, то заранее ничего не бронировали. В это время все вопросы с жильем там проще решить на месте, если у вас нет особых понтов или детей. Каждая улица пестрит объявлениями о сдаче квартир и комнат, а на автовокзалах во всех городах стоят специально обученные люди, которые буквально умоляют тебя поселиться именно у них. Не знаю, как они будут выживать, если у них введут шенген и поток россиян резко иссякнет.

По планам далее мы должны были ехать в горы, но по причине большого расстояния до места назначения и отсутствия прямого автобуса, сделать это в тот же день не успевали. Поэтому как минимум одну ночь нужно было где-то перекантоваться. А потом мы задержались в кемпинге еще на 3 дня, потому что, несмотря на циклон, погода все же стояла хорошая, и мне хотелось подольше поплавать в море.

Кемпинг вполне годный, есть все необходимое, в сентябре народу мало, поэтому никаких очередей в душ или туалет. Даже кухня была полностью в нашем распоряжении.

В первый день, расположившись и разобрав вещи, мы побежали купаться, благо, до моря рукой подать. На следующий день пошли гулять по Будве. Курортные городки там невелики, так что из Бечичи быстрее дойти пешком, чем ждать автобуса, да и пройти всю Будву из конца в конец тоже большого труда не составит. Погуляли по городу, пошли в Старый город. Он классный, спору нет, но маленький. Часа 3 за глаза хватит обойти его несколько раз. Остаток дня ушел на традиционные курортные развлечения: пытались найти 10 отличий местной набережной от прочих набережных и проводили кастинг среди кафешек))).

Конечно же, по закону подлости, пока мы гуляли – стояла жара, а ближе к вечеру, когда собрались пойти купаться – набежали тучи и похолодало. Пришлось плавать быстрее. Вывод: в межсезонье клювом не щелкай.

Ничто не предвещало беды, была пятница, 13-е. Ночью разразился тот самый тайфун, про который потом с ужасом рассказывали ростовчане. Но тут он больше попугал: ну адский ливень, ну шквальный ветер, чего из этого мы не видели? Всего-то одно дерево в кемпинге и повалил. Зато днем с удивительной скоростью распогодилось, и можно было продолжать купаться в море, несмотря на резкое похолодание. В горах в это время внезапно выпал снег, даже местные удивились. А на побережье все быстро высохло, ростовских проблем с ливневкой тут нет).

Мы поехали в Ульцин, начитавшись про «особый, восточный колорит этого города». Ну да, в наличии красивый старый город, и он даже атмосфернее, чем в Будве, по той простой причине, что там почти не было людей, а большая часть кафешек закрыта. На этом достопримечательности Ульцина заканчиваются от слова «совсем». Это мы выяснили, когда на 10 минут опоздали на обратный автобус, и в ожидании следующего успели погулять по улицам возле автовокзала и посмотреть на 2 церквушки и кладбище. Себе на будущее: не надо забывать посмотреть обратное расписание автобусов!

На третий день мы пошли искать мега-оливу, которой 2000 лет, а по пути еще внезапно обнаружили старую маслобойню и тропинку к крошечной пещере-гроту, куда идти стоит больше из-за самой дороги. Получилась весьма приятная и насыщенная прогулка по красивым местам. Затем мы поехали в Петровац. Там пользуясь хорошей погодой, тюленили на пляже, хотя в купальнике было уже немного зябко. Сходили посмотреть на жалкие остатки венецианской крепости, которые сейчас оккупировал ресторан. Потом отправились гулять по тропе вдоль моря в сторону монастыря Режевичи. Тоже довольно живописные места, стоит потратить на них время, тем более что дорога периодически идет через пешеходные тоннели, в которых сейчас даже есть освещение (и почти нет неприятных запахов)))

И вот наконец-таки горы! Едем в Жабляк – единственный город в чудесном нацпарке Дурмитор. Из Будвы нет прямых автобусов, поэтому нужно ехать через Никшич (можно через Подгорицу, но все равно пересаживаться в Никшиче). Особенности автобусов по-черногорски: за покупку билетов на автовокзале сбор 1 евро (избежать этого можно, если подсесть по дороге, как и делают многие местные). Еще для наивных туристов на билете указываются места, но если кто-то думает, что они действительно будут свободны, то его ждет жестокое разочарование))).

В несезон проблем с местами не возникло, да и из Никшича шла не маршрутка с 15-ю местами, как пишут в этих ваших интернетах, а полноценный автобус, хоть и небольшой.

Жилье в Жабляке стоит дешевле, чем на побережье. Как я уже говорила, местные не пропустят ваш приезд, не спросив, где вы намерены поселиться (причем спрашивать будут каждый день и по несколько раз J). Но наш путь лежал в кемпинг Код Боче. Он расположен в месте под названием Развршье. Там же рядом есть второй кемпинг с оригинальным названием Развршье). Про его хозяина – Мишо – много пишут в интернете, плохого больше, поэтому туда мы не пошли. У Мишо очень своеобразные представления о маркетинговой политике, поэтому куда бы мы ни пошли, он оказывался там и пытался всучить нам свои визитки. Благодаря ему у нас развилась паранойя вкупе с манией преследования, и мы еще долго шарахались от всех машин, хотя бы отдаленно напоминающих Мишину))).

В Код Боче несмотря на сентябрь и откровенно плохую погоду была куча народа. Основную массу составляли две маршрутки туристов из Украины, плюс один грек и разрозненные европейцы. Грек жил там достаточно долго, был весьма колоритным персонажем, и хозяйка кемпинга радостно рассказала нам все местные сплетни про него))).

Т.к. погода совсем не радовала, то мы жили в крошечном домике, а бедные украинцы терпеливо мокли в своих палатках.

В кемпинге внезапно есть туалеты, горячий душ (правда, бойлер, что несколько затрудняло его коллективное использование), 2 кухни, одна из которых хозяйская, но доступна при переполнении первой, и «вифи» на горке. Хозяйка кемпинга – Драница – офигенская сербская бабушка. Жизнерадостно общается на смеси русского, сербского и английского, почти понятно).

Едой закупались в большом супер-маркете в Жабляке, где было все необходимое и даже больше.

Не читайте на голодный желудок. Лирическое отступление про еду. Судя по прекрасному вкусу местного сыра, его тут делают немодным сейчас способом – из натурального молока. Пробовали тут самый дорогой сыр в моей жизни. В очередной раз убедилась, что к моему великому сожалению, я люблю дорогие старые сыры))) Каймак понравился, но не настолько, чтобы везти его домой. Знаменитый пршут хорош, но не более. Гранаты на вкус немного отличаются от наших. Их и смокву иногда можно сорвать прямо на улице, как у нас жерделу. Прекрасны местные маринованные оливки, после которых Миша понял, что он любит оливки))) Еще из приятного – черничный сок в тетрапаках (в России подобного не видела). Во всех кафешках подают лимонад, сделанный из натуральных лимонов, причем лимонов они явно не жалеют. Мясо готовят хорошо и стоит оно относительно недорого, при том что в целом цены чуть выше, чем у нас. Ела хороший спелый авокадо, в Ростове попробуй найди. Продают манго, наверняка тоже хорошие, но мы забыли попробовать.

Вообще национальная кухня Черногории – это мечта любого мужчины, потому что в ней очень много жареного мяса. Я тоже была довольна. J

В горах намного холоднее, чем на побережье (было жалко смотреть на посиневших экскурсантов, приехавших с моря в майках и шортах). По прогнозу погода собиралась капризничать еще 3 дня, а затем резко налаживалась. Было принято решение пока гулять по окрестностям, а в ожидаемые 4 хороших дня пройти маршрут с палаткой.

В первый же вечер мы нарезали маслят по дороге в кемпинг место было слишком на виду, чтобы там кто-то догадался их искать. Вообще обилие грибов в лесу просто поражало, но дурацкий циклон подморозил все маслята, а новых почти не наросло, так что нам удалось еще всего лишь раз набрать себе грибов на жареху. Эх, сюда бы в начале сентября…

На следующий день мы пошли гулять вокруг Черного озера. Периодически шел дождь но когда у тебя есть деньги на нормальную обувь и одежду, он перестает быть такой уж проблемой. Наш обед скрасила бесстрашная сойка, которая, ничуть не смущаясь, клевала крошки в паре метров от меня.

Природа тут бесконечно прекрасна! Я влюбилась в Жабляк и Дурмитор и даже прикидывала, как бы втихаря остаться там жить и работать по удаленке))). Можно ежедневно гулять по многочисленным красивым местам возле города, а на выходных ходить каждый раз по новым маршрутам, делать крутые фотки, зимой кататься на лыжах, осенью собирать тонны грибов, а летом иногда даже ездить на море… осторожно, раскатанная губа!

Второй день мы посвятили прогулке на малоизвестный утес Чуровац, откуда открывается потрясающий вид на реку Тара. А еще по дороге там бесчисленные фотогеничные мухоморы – мечта фотографа-грибника. «Отпустите меня, чудо-грибы» – стонала я, безуспешно пытаясь прекратить фотать мухоморы…

Как раз в этот день на обратном пути нам удалось набрать относительно неплохих маслят. Осень прошла не зря!

На третий день мы решили захватить мир не нагружаться, чтобы не устать перед походом). Собирали вещи, ходили в магазин и кафешку, опять гуляли возле Черного озера.

Особенности туризма в Дурмиторе.

У нас было 2 телефона с закачанным туда MapsWithMe; старенький навигатор с заранее составленным маршрутом; хорошая подробная бумажная карта и джипег, который Мишка скачал в телефон и привязал к координатам. Не то что бы это был необходимый запас для поездки. Но если начал собирать карты, становится трудно остановиться. Единственное что вызывало у меня опасение - это джипег. Нет ничего более беспомощного, безответственного и испорченного, чем плохо привязанный джипег. Я знала, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь.

А если серьезно.

Все маршруты в Дурмиторе маркированные, и они есть на бумажной карте. Т.е. ходить одно удовольствие, главное – не потерять маркеры а то нечем будет рисовать. В сезон, если грамотно составить маршрут, можно ходить вообще без палатки: в пределах дневного перехода есть домики пастухов, лесников и просто тур приюты. Зато в этих горах есть один большой минус: вода. Это карст, вода тут не задерживается, и места ночевок нужно приурачивать к хорошим источникам, а количество жидкости на день планировать исходя из ее наличия/отсутствия на маршруте. Примерно как в Крыму в общем.

Т.к. мы летели самолетом, то газ взять с собой не могли, хотя ребята, с которыми мы познакомились на обратной дороге, рассказали, что их гид провез его без каких-либо проблем (только летел он из Турции). Мы же специально одолжили мультитопливную горелку, а на месте купили литр бензина. Перестраховались: даже 0,5 л не израсходовали, ну все лучше, чем в горах остаться без топлива.

Наиболее посещаемое здесь место – это конечно же Боботов Кук – якобы самая высокая вершина в Черногории. Утверждение спорное, но количество желающих попасть туда от этого меньше не становится.

И вот настало время нам прогуляться с рюкзаками. Прогноз погоды был точен как никогда – на небе не было ни облачка.

Чтобы не платить за вход в нацпарк, традиционно обошли кордон на Черном озере по тропинке. Но коварный лесник внезапно настиг нас во время обеда на Змеином озере! Делать нечего, пришлось платить дань.

После озера по хорошей дороге дошли до поляны с разваленными пастушьими домиками, сбегали в небольшую пещерку, и начали подниматься довольно круто вверх.

За этот день по дороге встретили несколько неопознанных человек, русскоговорящих девчонок и довольно большую организованную группу немцев. Затем мы подошли к месту нашей ночевки, и до утра уже нас никто не беспокоил. Тут нас ждал небольшой сюрприз: отмеченные на карте озерца на деле оказались маленькими грязными лужами с кучей коровьих следов вокруг. Не зря тащили снизу запас воды на ужин. А для завтрака находчивый Мишка пристраховал всю нашу посуду к водокапу на одной из скал, хватило более чем.

Дневное тепло оказалось обманчивым, и ночью я сильно мерзла! Еще на палатку напал мерзкий конденсат и всю ее вымочил.

Утром, когда мы только досушили палатку, мимо нас пробежал парень из Хабаровска как далеко он забежал-то!. Почти что мой земляк! И неисправимый оптимист: хотел сходить на Боботов кук и вернуться в этот же день, не имея при себе ни карты, ни жпса. Только вот тропинкой слегка помахнулся. Не знаю, успел ли он хоть куда-нибудь и вообще вернулся ли потом))).

Нашей же следующей целью было Шкрское озеро, к которому мы пошли по короткой дороге через гору Планиница.

Ну гора как гора: сначала тяжко подниматься, а на вершине некогда отдыхать, потому что носишься с фотоаппаратом как угорелый))). На вершине в железном ящичке лежит тетрадка с каракулями и иногда рисунками тех, кого угораздило сюда забраться.

А далее вполне предсказуемо был спуск. Опуская пространную оду спуску, хочу выделить главное: СПУСКИ, Я ВАС НЕНАВИЖУ!!! Всем спасибо, пятиминутка ненависти к спускам закончена.

До озера я доползла уже полудохлая.

На Шкрском озере живет лесник с собакой и коровами. Нужен он там для того, чтобы собирать деньги за нахождение в нацпарке и чтобы беспалаточные лентяи легкоходы могли переночевать у него в домике. Хотя может в его прейскуранте есть и какие-то еще услуги, просто нам он их не озвучил. А собака нужна, чтобы отгонять коров от туристов. Никогда еще не встречала таких любопытных и бесцеремонных коров.

Наутро мы отправились покорять перевал Самар. Там при подъеме все немного небанально: в одном месте маркированная тропа резко и без предупреждения превращается в трассу для свободного лазания, т.е. уходит наверх под 90 градусов, и надо лезть, цепляясь за камни. А тропинка без зазрения совести продолжается дальше, плавно переходя в козью тропку под неприемлемым для меня градусом наклона. Как и многие поколения туристов до нас, сначала мы тоже продолжили идти по тропе. Мишка абсолютно спокойно шел по непроходимым для нормального человека местам, и еще долго бы не заметил подвоха, если бы я не начала нервничать, кричать, что кто-то хочет моей смерти и бросаться шишками в его сторону. Пришлось ему отложить идею о прокладке нового пути на перевал, быть скучным и идти как все.

Кстати да: свободное лазанье с рюкзаком я тоже ненавижу, но чуть меньше, чем спуски.

За перевалом группа внимательных туристов нашла группу менее внимательных встретили пару, которые проскочили развилку на Боботов Кук. Сказали, куда им идти, сами дошли до развилки и полюбовались на две огромные надписи на камнях «На Боботов кук – туда!!!» J.

Мы же, чтобы не подниматься на голодный желудок, вначале прогулялись до озера Зеленый Вир, где и пообедали. Неплохое место для стоянки, есть родник.

До перевала возле вершины Боботова Кука мы поднимались параллельно с еще несколькими людьми примерно с одной скоростью, чем я ужасно гордилась, потому что была с рюкзаком, а они без.

Перевал – это просто международный проходной двор! Поболтали с сербами, отвязной девчонкой из Австралии, веселыми парнями из США и теми самыми невнимательными европейцами. На вершину я подниматься не стала, здраво сопоставив свои силы, скорость спусков и оставшийся на сегодня километраж, так что Мишка пошел один, а я отдыхала и общалась с народом.

Еще одна особенность туризма в Черногории: местные собаки очень любят ходить с вами на восхождения! За американцами из Жабляка увязался милейший домашний пес, очень похожий на лабрадора. Мы сами за малым избежали той же участи с овчаркой лесника на Шкрском озере))).

И вот очередной спуск. Тут-то я осознала, что все предыдущие «сложные» спуски были только разминкой перед этим. Просто рай для тех, кто любит ад. Пятиминуткой ненависти тут не обойтись, минут 15 не меньше!

Однако рано или поздно мы дошли до сегодняшнего предполагаемого места ночевки – Локвицы – а там нас даже посетила неожиданная мысля: добежать до Жабляка сегодня, хоть и затемно. «У меня для вас хорошие новости – нас ждет ночное ориентирование!» И таки добежали!

Расплата была ожидаема: ходили на следующий день, охая и кряхтя. Гуляли. Согласно пословице, решили быть умными, поэтому гору Савин Кук обошли))).

К вечеру погода сказала: «Хорошего помаленьку», и опять начался дождь. В кемпинг между тем заехала новая большая группа – на этот раз школьники из Подгорицы. Т.е. веселье там гарантировано всегда, а душ только урывками.

Утром мы дособирали вещи и пошли на автовокзал в Жабляк: время отпуска неумолимо подходило к концу. В духе «угнать за 60 секунд» за оставшиеся нам сутки мы решили осмотреть Котор – городок на побережье Боко-Которской бухты, совсем рядом с Тиватом.

И зачем мы начинали поездку с Будвы? Сразу надо было сюда ехать! Пляжного отдыха в Которе нет, за неимением собственно пляжей, но плавать можно – чего же боле? Сам город куда живописнее Будвы, Старый город в нем тоже самый старогородатый из всех. По жилью для компании шикарный вариант – хостел Old Town (из названия вполне очевидно, где он находится), можно просто прийти и посмотреть на него, чтобы понять, чем он так хорош. Мы же банально воспользовались предложением одной из вокзальных тетенек, но не советую так делать, если жить нужно больше суток.

В Которе мы опробовали местный замечательный вариант питания: прямо в мясном магазине ты тыкаешь пальцем, какое мясо тебе приглянулось, и они тут же жарят его и пихают в булку с овощами или на тарелку с овощами или еще куда-нибудь, где есть овощи. Вкуснотищщща!

Помня, что аэропорты у них плохо сочетаются с общественным транспортом, на сей раз мы решили не напрягаться, и договорились о трансфере с хозяйкой квартиры. С утра мы еще успели сбегать на рынок и купить немного оливок, сыра и пршута домой.

Путешествие получилось красивое, легкое и ненапряжное. Я довольна, не отказалась бы съездить второй раз – будет на что посмотреть, даже не повторяясь с первым!

Дата добавления: 2015-11-30; просмотров: 35 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2024 год. (0.014 сек.)